Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

III Международная научно-практическая конференция "Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном пространстве", Элиста, 7-9 октября 2011 г. (290,00 руб.)

1   0
АвторыСалаев Бадма Катинович, Биткеев Петр Цеденович, Дякиева Раиса Батнасуновна, Имеев Владимир Очирович, Монраев Михаил Убушаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц252
ID286593
АннотацияВ сборнике представлены доклады и выступления ученых России, Китая, Монголии, посвященные проблемам функционирования языков в иноязычном окружении, особенностям взаимодействия национальных языков с русским в условиях поликультурного общества. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2012.
ISBN978-5-91458-107-4
III Международная научно-практическая конференция "Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном пространстве", Элиста, 7-9 октября 2011 г. / Б.К. Салаев, П.Ц. Биткеев, Р.Б. Дякиева, В.О. Имеев, М.У. Монраев .— : [Б.и.], 2012 .— 252 с. — ISBN 978-5-91458-107-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/286593 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Материалы III Международной научно-практической конференции 7-9 октября 2011 г. Элиста 2012 УДК 81’278(082) ББК Ш100(2Рос. <...> Калм)я431 П 781 «Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном пространстве», III Международная науч.-практ. конф. <...> . III Международная научно-практическая конференция «Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном пространстве», 7-9 октября 2011 г. [Текст]: материалы / редкол. <...> К сожалению, этот негативный процесс не обошел калмыцкий язык и многие языки малочисленных народов нашей страны. <...> Однако сегодня языковая ситуация в республике резко изменилась в результате реального процесса угасания калмыцкого языка. <...> Итак, учебник для начальных классов «Хальмг келн» 6 Общее количество словоформ: 6468 Количество лексем: 2269. <...> Так, например, встречаются в тексте три числительных – негн «один», хойр «два» и зун «сто». <...> Причем негн и хойр чаще употреблены не в своих исходных значениях, а в характерных для них сочетаниях типа эк эцк хойр «отец и мать, родители», в данном случае хойр выступает в значении, соответствующем союзу и русского языка. <...> Некоторые слова в нем имеют 7 избыточное с точки зрения необходимости усвоения употребление, например, слова хальмг «калмык» употребляется 23 раза, багш «учитель» 20 раз, уга «нет» – 31 раз, би «я» – 61 раз, хойр «два» – 52 раза. <...> К группе последних относится, несмотря на имеющиеся труды, и калмыцкий язык, что, естественно, затрудняет создание научно обоснованных мер по решению проблем языковой ситуации, особенно в аспекте обучения родному языку. <...> При объективном ее рассмотрении оказалось, что в разные периоды <...>
III_Международная_научно-практическая_конференция_Проблемы_функционирования_и_развития_языков_в_полилингвальном_пространстве,_Элиста,_7-9_октября_2011_г..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Материалы III Международной научно-практической конференции 7-9 октября 2011 г. Элиста 2012
Стр.1
УДК 81’278(082) ББК Ш100(2Рос.Калм)я431 П 781 «Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном пространстве», III Международная науч.-практ. конф. (2011; Элиста). III Международная научно-практическая конференция «Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном пространстве», 7-9 октября 2011 г. [Текст]: материалы / редкол.: П.Ц. Биткеев [и др.]. – Элиста: Издво Калм. ун-та, 2012. – 252 с. – В надзаг.: Мин-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «КалмГУ», Мин-во образования, культуры и науки РК. ISBN 978-5-91458-107-4 В сборнике представлены доклады и выступления ученых России, Китая, Монголии, посвященные проблемам функционирования языков в иноязычном окружении, особенностям взаимодействия национальных языков с русским в условиях поликультурного общества. Книга предназначена для филологов, лингвокультурологов, фольклористов, учителей, а также для всех интересующихся вопросами преподавания национальных языков в ситуации билингвизма. Редакционная коллегия: П.Ц. Биткеев (отв. ред.); В.О. Имеев, В.И. Рассадин, Р.П. Харчевникова, Р.Б. Дякиева Издание осуществлено при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)», проект № 5775 Статьи опубликованы в авторской редакции ISBN 978-5-91458-107-4 © ФГБОУ ВПО «КалмГУ», 2012 г. © Авторы, 2012 г.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Салаев Б.К. Нормативные основы учебной литературы ..........................3 Биткеев П.Ц. Основные положения программы «Живой язык» ................8 Дякиева Р.Б. Языковая политика и вопросы языкового сознания титульного этноса (на примере Республики Калмыкия) ................................................................................14 Насилов Д.М., Бурыкин А.А. Двуязычие в России: модели, мониторинг, практика и социолингвистическая реальность ................................................21 Имеев В.О. Факторы влияния на языковую ситуацию в поликультурном пространстве Калмыкии ....................................................................................31 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ Бадмаева Г.К. Проблема сложных слов в монголистике..........................38 Бадма-Халгаева Е.А. Формирование учебных действий на уроках родного языка и способы их проверки ..........................................................................48 Басхаева А.Х. Модернизация предметного образования: ИКТ и родной язык........................................................................................................................53 Биткеева Г.С. Табуирование в калмыцком языке цветовых наименований .....................................................................................................................58 Богаева Л.Ф. Современные подходы к разработке программ нового поколения по родному языку (презентация Программы по калмыцкому языку для 1-4 кл. .............................................................................................................63 Бьерке А.Т. Компьютерное исследование лексико-грамматической структуры и системы функционирования языка .............................................67 Гунжитова Г-Х.Ц. О некоторых аспектах государственной языковой политики в современных условиях ..........................................................................73 Джушхинова К.А. Национальный компонент в речевом поведении билингва (жанры семейной беседы и поздравления) ....................................................76 Козаева С.С. Семантика функциональной характеристики личных местоимений калмыцкого языка .............................................................................81 Монраев М.У. Синонимы в калмыцком языке: семантика и сочетаемость ....................................................................................................................87 Мушаев В.Н. Толково-комбинаторный словарь и вопросы моделирования (на материале калмыцкого языка) ...............................................................90 Очирова О.Ш. Игровые технологии в методике преподавания родного языка ......................................................................................................................95 Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии и проблемы сохранения калмыцкого языка ......................................................................................................................97 248
Стр.248
Намруева Л.В., Минко Т.В. Портрет сельского старшеклассника (по материалам опроса в Октябрьском и Сарпинском районах республики в 2011 г.) .................................................................................................................103 Санжина Д.Д. Взаимодействие языка и культуры .................................106 Цереева Г.А. Современные подходы к обучению русскому языку учащегося-билингва в контексте технологии УДЕ ......................................................110 Цырендоржиева Б.Д. Об учебно-методическом обеспечении преподавания бурятского языка в общеобразовательных учреждениях Республики Бурятия .......................................................................................................................115 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКА Данилова Р.Р. Cвободный ассоциативный эксперимент как метод определения признаков концепта в татарской языковой картине мира ............121 Голодная В.Н. Некоторые национальные особенности невербального общения (некоторых западных и восточных культур) ......................................126 Есенова Т.С. Натурконцепт «вода» в ментальном мире калмыков .....131 Олядыкова Л.Б. The sacred white colour in Mongolian languages ..........142 Эрдниева О.В. Невербальная коммуникация в калмыцкой лингвокультуре .....................................................................................................................147 Янова М.В. Межкоммунникативное общение как современный процесс диалога культур ..................................................................................................150 ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА И ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ Амулакова Б.Э. Отражение ремесел и промыслов в устном народном творчестве калмыков ........................................................................................154 Джимбеева Н.В. Калмыцкие народные сказки о животных: дидактический аспект .........................................................................................................159 Вяткина Е.А. Калмыцкий фольклор в повести Елены Ган «Утбалла» .161 Зумаева Д.Ю. Русскоязычная калмыцкая поэзия: к проблеме изучения этнических стереотипов в речевом этикете (лирика Риммы Ханиновой) ......167 Коваева Б.М. Һазр усна седв хальмгудын болн шинҗәнә өөрднүдин дуунд 173 Кокшаева Н.О. Калмыцкий хан Дондук-Даши и его эпоха .....................177 Лиджиев М.А. Роль фольклора в формировании жанра поэмы в творчестве А. Сусеева ..................................................................................................194 Олядыкова Л.Б. Калмыцко-монгольские культурные и лексические параллели по данным лексикографических источников .....................................199 Сарангов В.Т. К проблеме происхождения калмыцкого эпоса «Джангар» ......................................................................................................................210 249
Стр.249
Фокин А.А. Поэзия диалога Риммы Ханиновой ......................................214 Цеденова С.Н. Фольклорные мотивы в калмыцкой и монгольской прозе 30-х годов ХХ в. ...................................................................................................220 Ханинова Р.М. Образ журавля в лирике Михаила Хонинова ..................223 Ханинова Р.М., Очирова Э.Б. Йорял в лирике Михаила Хонинова .......230 Шарапова Н.Н. Изучение калмыцкой литературы в средней школе ....235 Шовадаева С.В. Детская поэзия Риммы Ханиновой ..............................239 Эдлеева К.А. Герои монгольских магталов .............................................244 250
Стр.250