Интегративный подход к профессионально-педагогической подготовке учителя иностранного языка. <...> Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя иностранного языка . <...> Интеграция содержания общепрофессионального и предметного циклов в системе профессиональнопедагогической подготовки учителя иностранного языка . <...> Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности становится целью подготовки специалиста, его личностно значимым свойством, уровнем проявления его профессионализма в связи с постоянным расширением социального опыта, сферы образовательных услуг, появлением инновационных типов школ, авторских педагогических систем, проектов, технологий, возникновением различных форм презентации и переработки информации, в том числе новых информационных технологий, возрастающим уровнем запросов социума, предъявляемых к педагогу. <...> Главными причинами, на наш взгляд, являются: – узкопрофильная специализация будущих учителей, – слабая теоретическая профессиональная подготовка выпускников, – преимущественно эмпирический тип психолого-педагогического мышления, формируемого в вузе. <...> Анализ подготовки учителя иностранного языка позволяет констатировать наличие следующих противоречий: – профессиональная подготовка носит дифференцированный, а не интегративный характер и не формирует системного видения педагогической деятельности; – поэлементный характер подготовки мешает целостному усвоению знаний, их творческому восприятию, препятствует формированию интегративных умений; – отсутствие фундаментальной научно-методологической базы, которая обеспечила бы широту педагогических обобщений и перенос знаний и умений; – учебно-воспитательные задачи общепрофессионального цикла дисциплин не моделируют реальную деятельность учителя иностранного языка и не составляют основу его профессиональной подготовки; – не соблюдается строгая педагогическая <...>
Интегративный_подход_к_профессионально-педагогической_подготовке_учителя_иностранного_языка_(1).pdf
УДК 378
ББК 74.268.1р30
М82
Рецензент
Р. Ш. Маликов, доктор психологических наук, профессор
М82
Москалёва И. С. Интегративный подход к профессионально-педагогической
подготовке учителя
иностранного языка. Монография. – М.: МПГУ,
2012. – 270 с.
Москалёва Ирина Семёновна – профессор кафедры иностранных
языков естественных факультетов. Особое внимание в своей научноисследовательской
работе И. С. Москалёва уделяет повышению
качества готовности будущих учителей к педагогической
деятельности за счет внедрения в процесс обучения новых
подходов, методик и технологий. Ею опубликовано более 60
научных и учебно-методических работ в этой области.
Данная монография содержит оригинальный теоретический и
практический материал, накопленный в результате научно-методического
исследования, проведенного в течении ряда лет в области
профессиональной подготовки учителя иностранного языка.
Огромный интерес для практики обучения имеет материал о
психолого-педагогических условиях формирования профессиональной
готовности учителя иностранного языка к педагогической деятельности.
ISBN
978-5-7042-2359-7
© МПГУ, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................4
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы профессиональной
подготовки учителя иностранного языка
в системе современного педагогического образования...........7
1. Теоретические основы профессионально-педагогической
подготовки учителя иностранного языка .......................................7
2. Основные направления исследования
профессиональной готовности учителя иностранного
языка к педагогической деятельности ..........................................29
ГЛАВА II. Интеграция содержания общепрофессионального
и предметного циклов в системе профессиональнопедагогической
подготовки учителя иностранного языка .......70
1. Сущность интегративного подхода как основы проектирования
современной подготовки учителя иностранного языка ........70
2. Межпредметная интеграция в подготовке учителя
иностранного языка .........................................................................86
ГЛАВА III. Отбор содержания профессиональнопедагогической
подготовки учителя иностранного языка .....108
1. Основные тенденции формирования содержания
профессиональной подготовки учителя иностранного языка ....108
2. Принципы отбора содержания подготовки учителя
иностранного языка в системе профессионального
педагогического образования .......................................................129
ГЛАВА IV. Педагогические условия профессиональной
подготовки учителя иностранного языка на основе
интегративного подхода ................................................................161
1. Проектирование программы подготовки учителя
иностранного языка к педагогической деятельности ................161
2. Условия эффективности педагогических технологий
в системе подготовки учителя иностранного языка ..................192
Заключение ........................................................................................222
Литература .........................................................................................226
Приложения ......................................................................................235
Стр.3