Журнал Сибирского федерального университета
Journal of Siberian Federal University
Гуманитарные науки
Humanities & Social Sciences
Редакционный совет
академик РАН Е.А.Ваганов
академик РАН К.С.Александров
академик РАН И.И.Гительзон
академик РАН В.Ф.Шабанов
чл.-к. РАН, д-р физ.-мат.наук
А.Г.Дегерменджи
чл.-к. РАН, д-р физ.-мат. наук
В.Л.Миронов
чл.-к. РАН, д-р техн. наук
Г.Л.Пашков
чл.-к. РАН, д-р физ.-мат. наук
В.В.Шайдуров
чл.-к. РАО, д-р физ.-мат. наук
В.С. Соколов
Editorial Advisory Board
Chairman:
Eugene A. Vaganov
Members:
Kirill S. Alexandrov
Josef J. Gitelzon
Vasily F. Shabanov
Andrey G. Degermendzhy
Valery L. Mironov
Gennady L. Pashkov
Vladimir V. Shaidurov
Veniamin S. Sokolov
Editorial Board:
Editor-in-Chief:
Mikhail I. Gladyshev
Founding Editor:
Vladimir I. Kolmakov
Managing Editor:
Olga F. Alexandrova
Executive Editor
for Humanities & Social Sciences:
Natalia P. Koptseva
Компьютерная верстка Е.В. Гревцовой
Подписано в печать 17.10.2008 г. Формат 19x27. Усл. печ. л. 15,2.
Уч.-изд. л. 15,0. Бумага тип. Печать офсетная. Тираж 1000 экз. Заказ 1/101.
Отпечатано в ИПК СФУ. 660041 Красноярск, пр. Свободный, 79.
CONTENTS / СОДЕРЖАНИЕ
Владимир В. Бибихин
o%.2 2е=2!=ль…/. "%ƒм%›…%“2еL
– 289 –
Valentina S. Bliznevskaja and Aleksandr J. Bliznevskij
Pedagogical Strategy of Technical Training in Ski-Orienteering
– 310 –
Anatolyi V. Bucharov, Vladimir I. Kirko
and Vladimir G. Zinov
On the Innovative Structure of University Complexes
– 318 –
Ilya E. Egorychev
Anent the Phenomenology of Sense
– 328 –
Natalia P. Koptseva
The Creation Problem in Fundamental Ontology of Martin
Heidegger and Modern Theory of Fine Arts
– 338 –
Latypov I. Abdulkhaevich
Methodology of Social Differentiation of the Informational
Relations as a Philosophical Problem
– 347 –
Sergey Moskvin
Formation of Integrating Mechanisms of Science-Intensive
Enterprise Management in the Conditions of Knowledge
Economy
– 354 –
2008 1 (3)
Стр.1
Consulting Editors
for Humanities & Social Sciences:
Gershon M. Breslavs
Sergey V. Deviatkin
Sergey A. Drobyshevsky
Oleg M. Gotlib
Boris I. Hasan
Igor E. Kim
Natalia V. Kovtun
Aleksandr A. Kronik
Pavel V. Mandryka
Boris V. Markov
Valentin G. Nemirovsky
Daniel V. Pivovarov
Andrey V. Smirnov
Viktor I. Suslov
Evgenia V. Zander
Igor S. Pyzhev
Vladimir S. Myglan and Eugen A. Vaganov
Ice Phenomena of the Middle Siberia Rivers for the Period of
the Last 300 Years (according to historical data) as a Reflection
of the Climate Changes
– 361 –
Irina A. Panteleyeva
Representative Possibilities of Work of Art (On the Materials of
Philosophic-Art-Historical Study of Khufu Pyramid)
– 373 –
Nikolaj P.Parfentjev and Natalya V.Parfentjeva
On the Structural - Formula Method of Researching Ancient
Russian Chants as Musical - Written Art
– 385 –
Elena P. Sevastyanova
Determinants of Composition of Banks’ Loan Portfolios in Russia
–
391 –
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС77-28-723 от 29.06.2007 г.
Серия включена в «Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны
быть опубликованы основные научные
результаты диссертации на
соискание ученой степени доктора и
кандидата наук», по экономике; по
истории; по философии, социологии
и культурологии
Olga G. Smolyaninova, Oksana A. Saveljeva
and Elena V. Dostovalova
Development of Informational and Communicative Competency
of Masters of Education on the Basis of Multimedia Technologies
in the Collaborative Learning University Environment
– 398 –
Robert L. Tolar
The œLand-Grant ModelB in U.S. Higher Education
– 408 –
Andrey V. Ulyanovsky
Zoomorphic Metaphor as an Example of a Social Myth’s
Dynamic of Destruction. Gnosiological Aspect
– 413 –
Julia S. Bezgodova
The Transition of an Artistic Image from Material to Index
Status: a Pictorial Portrait of Artistic Work
– 423 –
Pavel V. Volkov, Elena V. Knyazeva
and Pavel V. Mandryka
Methods of Making and Using Tools in Mesolithic Age
on Territory of Middle Yenisey
– 436 –
Стр.2
Владимир В. Бибихин. Поэт театральных возможностей
Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2008 1) 289-309
~ ~ ~
УДК 128
Поэт театральных возможностей*
Владимир В. Бибихин
Материалы любезно предоставлены
Лебедевой Ольгой Евгеньевной**
Received 05.08.2008, received in revised form 10.09.2008, accepted 17.09.2008
Антонен Арто (5.9.1896 — 4.3.1948) все
чаще заставляет говорить о себе не только в
связи с сущностью и судьбой театра. Количество
литературы о нем не уменьшается, его
имя остается одним из символов мятежа в
культуре. В глазах авангарда он тот не продавшийся
бунтарь, который до последних дней
вел смертельный поединок духа с косным грузом
культурных вещей. Дольше всего он работал
как кино- и театральный актер (с 1921 по
1935), но его имя сейчас почти исключительно
связывается с идеей так называемого театра
жестокости. Статьи его сборника «Театр
и его двойник», манифесты несостоявшегося
режиссера, записи и поэмы о театре, кажется,
только выигрывают от времени, становясь неким
полюсом, на который ориентируются, не
обязательно притягиваясь к нему, и театральная
теория, и практика многих театральных
коллективов. Удастся ли выделить главные
мысли, придающие цельность всему, что сделано,
написано, выкрикнуто Антоненом Арто?
Его мысль была переплетена с его жизнью.
Арто родился в семье марсельского капитана
дальнего плавания, торговца среднего до**
Corresponding author E-mail address: bibikhin@gmail.com
1
статка. К его ранним впечатлениям относятся
поездки к родне матери, гречанки, в Смирну
(Измир) на Эгейском море. С детства его отличало
то, что Достоевский называл усиленным
сознанием. «С восьми лет и еще раньше, —
вспоминал Арто в 1945, — я постоянно спрашивал
себя, кто я, что я такое и зачем жить;
помню себя шестилетним в доме на бульваре
Бланкард в Марселе (дом № 59, если говорить
точно): припивая какао с булкой, которые дает
мне некая женщина, называемая мамой, я задумываюсь,
что такое быть на свете и жить, что
значит, что я дышу и должен хотеть дышать,
чтобы чувствовать что живу, и как понять, хорошо
ли это мне, и чем хорошо»1
. Обостренное
до неотступности чувство странности существования,
недоумение перед втянутостью
собственного тела в неподвластные сознанию
обстоятельства — стимул всей интимной жизни
и работы Арто, его нетерпеливого «присутствия
при самом себе», его бунта против «насилия»,
которое мир при пособничестве тела
совершает над его я.
Учась в школе, основанной обществом
иезуитов, Арто издавал гектографированный
* Прим. ред. Статья была опубликована в малотиражном (300 экз.) Теоретическом альманахе “Res Cogitans”, № 3. –
М., 2007.
Из записи, начинающейся словами «Я никогда ничему не учился». Цит. по: Charbonnier G. Antonin Artaud. Paris
1970, p. 56.
# 289 #
Стр.3