20, № 4, 2014 УДК 53.05; 53.01 Использование экспериментальных задач в преподавании физики Евгений Иванович Пальчиков1,2 Евгений Геннадьевич Алексеев1 1 Новосибирск, 630090, ул. <...> Академика Лаврентьева, 15; email: palchikov@hydro.nsc.ru Описывается оригинальная методика обучения физике с использованием показа загадочного физического эксперимента и предложения объяснить его. <...> Для решения задачи необходимо провести миниатюрное научное исследование, повторить эксперимент, предложить теоретическую модель явления и понятно изложить результат исследования на бумаге. <...> Экспериментальные задачи используются более 30 лет в потоковом курсе лекций для физического факультета НГУ «Введение в технику физического эксперимента». <...> Ключевые слова: методики обучения, задачидемонстрации физических экспериментов, миниатюрное научное исследование. <...> Введение Как известно, первой сигнальной системой (зрение, слух, осязание, обоняние) человек обладает с рождения. <...> Возможно поэтому, наибольшее впечатление на студентов и школьников производят не уравнения и математические модели явлений, а конкретные физические эксперименты. <...> Задачидемонстрации и процесс их решения В НГУ во всех вариантах вступительных экзаменов на физический факультет (в настоящее время, после введения ЕГЭ – на открытых олимпиадах) более 40 лет используются задачидемонстрации. <...> Они оформлены в виде показа загадочного физического эксперимента и предложения объяснить его, построив физическую модель явления. <...> Наряду с задачамиоценками это позволяет более надежно отбирать потенциальных экспериментаторов, которых при проведении научных исследований Использование экспериментальных задач в преподавании физики 155 необходимо иметь в большем количестве, чем теоретиков. <...> С 1989 года, на физическом факультете НГУ в курсе лекций «Введение в технику физического эксперимента» показываются экспериментальные задачи. <...> Данный курс лекций посвящён обзору методов физического <...>