Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №4 (34) 2014

«ЗА ПРЕДЕЛАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО СМЫСЛА» — О ФЕНОМЕНЕ ВТОРИЧНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ В НОТНОМ ТЕКСТЕ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторДенисов А. В.,
Страниц4
ID285322
АннотацияВ центре статьи — диалогические процессы между музыкальным текстом и внемузыкальными по природе организующими принципами. Их конкретное проявление заключается в образовании вторичной упорядоченности текста, представляющей надстройку над его имманентно музыкальной структурой. Рассмотрены общие предпосылки, обусловливающие их появление, а также аналогичные явления в других искусствах.
Денисов А. В.,. «ЗА ПРЕДЕЛАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО СМЫСЛА» — О ФЕНОМЕНЕ ВТОРИЧНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ В НОТНОМ ТЕКСТЕ / Денисов А. В., // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2014 .— №4 (34) .— URL: https://rucont.ru/efd/285322 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Денисов А. В., 2014 «ЗА ПРЕДЕЛАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО СМЫСЛА» — О ФЕНОМЕНЕ ВТОРИЧНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ В НОТНОМ ТЕКСТЕ В центре статьидиалогические процессы между музыкальным текстом и внемузыкальными по природе организующими принципами. <...> Их конкретное проявление заключается в образовании вторичной упорядоченности текста, представляющей надстройку над его имманентно музыкальной структурой. <...> Рассмотрены общие предпосылки, обусловливающие их появление, а также аналогичные явления в других искусствах. <...> Ключевые слова: текст, язык, структура, функция, семантика, вторичная упорядоченность Как известно, нотная фиксация музыкального текста довольно часто становилась предметом внимания композиторов именно как самостоятельный феномен. <...> В результате в самом тексте образуется вторичная упорядоченность1 , когда его графическая символика подвергается специфическим организующим процедурам, обретая автономное значение. <...> Таковы, в частности, хорошо известные примеры Augenmusic («музыка для глаз») — символ распятия в виде фигуры креста в нотном тексте, изображения различных фигур или типов движения в риторических оборотах, многочисленные шифры-монограммы, числовые и буквенные коды и т. д. <...> Очевидно, что вторичная упорядоченность на уровне нотного текста могла возникнуть как результат определенного этапа становления именно письменной музыкальной культуры, вообще постепенной эмансипации зафиксированного текста в качестве самостоятельной данности. <...> Необходимо было осознать, что письменный текст может иметь значение не просто как материальная субстанция, сохраняющая замысел автора, но и как самостоятельный феномен, который можно подвергать кодированию внемузыкальными смыслами. <...> В эпоху барокко этот вид вторичной упорядоченности был связан и с ролью эзотерического, спиритуалистического мировосприятия, и с представлением о музыке как «звучащей математике». <...> Музыка воплощала <...>