Этнографический туризм как форма актуализации этнокультурного наследия (на примере работы Лянторского Хантыйского этнографического музея) // Вестн. <...> Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. <...> Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области // Вестн. <...> Направления информатизации муниципальных сельских библиотек Томской области (на примере Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестн. <...> Муниципальные библиотеки Кривошеинского района Томской области: история и современное состояние // Вестн. <...> Формирование документных фондов сельской библиотеки (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестн. <...> Korobeynikova Larisa A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). <...> № 3 (15) УДК 7.01 Е.Ф. Леванова ПЕРВОБЫТНАЯ АБСТРАКЦИЯ И ИСКУССТВО ПОСТ ЭПОХИ – ДВЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРЫ Данная статья представляет собой анализ двух художественных абстрактных традиций и посвящена исследованию художественных приемов абстрактного искусства. <...> В статье рассматриваются сущность и специфика феномена абстрактного искусства в культуре первобытной эпохи и культуре постмодернизма. <...> Представители искусства ХХ в. не раз черпали вдохновение в абстрактных (схематичных и пиктографических) произведениях первобытного художника, чьи художественные цели, к сожалению, останутся навсегда для нас загадкой. <...> Так, известный французский архитектурный критик и искусствовед Мишель Рагон пишет: «Первобытный художник воссоздает в своих скульптурах «дух земли», но не сами изображения воды, огня, земли. <...> Синкретизм сознания первобытного художника, его неспособность выделить художественную жизнь в особый вид деятельности во многом определили саму сущность древнего искусства. <...> Таким образом, именно в трудной, почти не оторвавшейся от природы реальности первобытного художника и надо, прежде всего, искать <...>
Вестник_Томского_государственного_университета._Культурология_и_искусствоведение_№4_2014.pdf
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
5–11
Коробейникова Л. А. Классические ценности европейской культуры: к вопросу о возникновении и развитии //
Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 5–11.
12–17
Леванова Е. Ф. Первобытная абстракция и искусство пост эпохи - две стороны культуры // Вестн. Том. гос. ун-та.
Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 12–17.
18–27
Сохань И. В. , Нужа И. В. «Глобализация» российской гастрономической культуры сквозь призму языка // Вестн.
Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 18–27.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
28–35
Золотарева Н. В. Этнографический туризм как форма актуализации этнокультурного наследия (на примере
работы Лянторского Хантыйского этнографического музея) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и
искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 28–35.
36–43
Золотарева Н. В. , Курьянова Т. С. Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях Российского
этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) // Вестн. Том.
гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 36–43.
44–50
Сизова И. А. Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области // Вестн. Том. гос.
ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 44–50.
БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
51–59
Колосова Г. И. Алтайская тема в графических работах художника П. Кошарова // Вестн. Том. гос. ун-та.
Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 51–59.
60–66
Стр.1
Кузоро К. А. Направления информатизации муниципальных сельских библиотек Томской области (на примере
Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и
искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 60–66.
67–85
Кузоро К. А. , Ситникова Ю. В. Муниципальные библиотеки Кривошеинского района Томской области: история
и современное состояние // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 67–85.
86–100
Масяйкина Е. А. Формирование документных фондов сельской библиотеки (из опыта работы библиотек
Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология
и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 86–100.
101–105
Шитова Н. И. Новые материалы по этнографии русских Горного Алтая и опыт их популяризации // Вестн. Том.
гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 101–105.
Стр.2
Вестник Томского государственного университета.
Культурология и искусствоведение. 2014. № 4 (16)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 32
Л.А. Коробейникова
КЛАССИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ
В статье рассматривается процесс появления ценностей в европейской культуре,
предопределивший основную ориентацию данного типа культуры. Рационализм,
либерализм, индивидуализм, инструментализм, гуманизм – это разные стороны культурного
процесса, тесно связанные между собой, находящиеся в сложном взаимодействии.
Основные ценности культуры представляют собой нераздельную, движущуюся
непрерывность, где все изменяется, но в то же время сохраняется, но в новом качестве,
в связи с чем необходимо изучение рефлексии по поводу зарождения
и развития основных ценностей европейской культуры.
Ключевые слова: культура, динамика, процесс, рационализм, либерализм, индивидуализм,
инструментализм, гуманизм.
Первые формы рационального мышления, возникающие из определенных
потребностей практики, изоформны ее структуре. Внутренний механизм возникновения
рациональности – процесс трансформации мифологического
мышления в понятийное. Античный рационализм характеризовало наличие
методологической рефлексии, обращенной на мысль и на выражение мысли
в слове. Рефлексия по поводу мышления привела к открытию гносеологической
проблемы и к формированию рефлексивного мышления; рефлексия,
обращенная на слово, открыла проблемы критики языка и кодификацию правил
риторики и поэтики.
Основа античной рациональности проявлялась в создании общих понятий
о закономерной упорядоченности мира (космос) и познаваемости мирового
порядка посредством логического мышления. Существование мирового разума-логоса
являлось результатом философии созерцательного конструирования,
предпосылкой рационального мышления. Для Платона рациональная
деятельность – деятельность по правилам, основу которых составляют ментальные
феномены-идеи. Аристотель создал концепцию логики как системы
правил разумного, т.е. рационального рассуждения. Античный рационализм
стремился к достижению равновесия между рефлексией и традицией, критикой
и авторитетом, физикой и метафизикой. Это рационализм, сам ставящий
себе границы, а не принимающий их извне. В культурной перспективе он мог
создать достаточно логичный и непротиворечивый образ мира в отличие от
мифологических представлений. Лежащая в основе классической логики
идея противопоставления субъекта и объекта познания, содержащая в себе
ориентацию на обладание, т.е. на репрессивный характер культуры, повлияла
на последующие концепции рациональности. В Средневековье роль системообразующего
принципа рациональности стала играть платонизированная
идея монотеистического христианского бога. В эпоху Возрождения апология
Стр.3