: к вопросу о генезисе концепции «Роза Мира» . <...> Стерн в творческих опытах молодого Л.Н. Толстого («La belle Flamande») . <...> 188 Щитова О.Г. Польские заимствования в томской разговорной речи XVII века . <...> Межкультурная германистика как основа межкультурного подхода к обучению иностранным языкам в Германии . <...> Особенности использования аутентичных видеодокументов в обучении иностранному языку . <...> А.П. Елагина в истории российского образования (по материалам переписки А.П. Елагиной с В.А. Жуковским) . <...> Томская лингвистическая школа один из таких центров, где более 20 лет назад была поставлена и успешно решается проблема изучения ЯЛ. <...> Подход к проблеме «язык личности», при котором поиски закономерностей, построения абстрактных моделей идут «от общего к частному», является пока наиболее распространенным, но представляется одно5 2006 сторонним. <...> Новаторские работы по изучению формального варьирования слова (О.М. Соколов, О.И. Блинова, З.М. Богословская, О.Ю. Галуза), синонимии (Г.А. Раков) и антонимии (Л.М. Райская), мотивационных отношений слов (О.И. Блинова, Т.А. Демешкина, В.Г. Наумов, Н.Г. Нестерова, М.В. Курышева, Г.В. Калиткина и др.), экспрессивной лексики (О.И. Блинова, Н.В. Жураковская, Е.В. Бельская), метаязыкового сознания (О.И. Блинова, А.Н. Ростова, И.В. Тубалова), образных средств языка (О.И. Блинова, Е.А. Юрина), труды по теории диалектной лексикографии (В.В. Палагина, О.И. Блинова, М.Н. Янценецкая) и созданная на их базе система разноаспектных словарей прямых и обратных, дифференциальных и полных, отражающих системные связи слов и образные элементы говоров, дают исследователю ЯЛ инструмент для ее анализа в виде детально разработанных фундаментальных теоретических понятий лексиколо6 гии, позволяют выявить основной круг проблем, подлежащих осмыслению при обращении к новому объекту (каковым является единичный представитель говора) и опереться на уже имеющиеся выводы, полученные при описании лексической системы среднеобских говоров <...>
Вестник_Томского_государственного_университета_№2_2006.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЕСТНИК
¹ 291
ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ОБЩЕНАУЧНЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Июнь
Серия «Филология»
Свидетельства о регистрации: бумажный вариант ¹ 018694, электронный вариант ¹ 018693
выданы Госкомпечати РФ 14 апреля 1999 ã.
ISSN: печатный вариант 1561-7793; электронный вариант 1561-803Õ
от 20 апреля 1999 ã. Международного центра ISSN (Ïàðèæ)
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЗОРЫ
Иванцова Å.Â. Изучение языковой личности в томской лингвистической школе ........................................................................................... 5
Калиткина Г.В. Диалектные словари как лингвокультурологический источник: опыт реконструкции традиции (статья 1) ................... 12
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Айзикова И.А. К проблеме контекста работы В.А. Жуковского над переводом Нового Завета
(ïî материалам архива ïèñàòåëÿ) ......................................................................................................................................................................... 20
В¸тшева Н.Ж. Планы и конспекты волшебно-исторической поэмы В.А. Жуковского «Владимир» (публикация и комментарий) ........ 25
Гребнева Ì.Ï. Флоренция Î.Ý. Мандельштама ................................................................................................................................................. 32
Гребнева Ì.Ï. Флорентийский мир Í.Ñ. Гумилева и À.À. Ахматовой .......................................................................................................... 38
Данилевский Ð.Þ. Сибирский Лессинг .............................................................................................................................................................. 43
Дашевская Î.À. Ä. Андреев и Ñ. Áóëãàêîâ: к вопросу о генезисе концепции «Ðîçà Ìèðà» ......................................................................... 46
Доманский В.А. Русская усадьба в художественной литературе XIX века:
культурологические аспекты изучения поэтики ............................................................................................................................................... 56
Жилякова Ý.Ì., Васильева Å.Þ. Ë. Стерн в творческих опытах молодого Ë.Í. Толстого («La belle Flamande») .................................... 61
Завьялова Å.Å. Об устойчивой модели лирической медитации в русской поэзии 18801890 ãã. .................................................................. 66
Казаков А.А. Литературная классика в ситуации распространения электронных форм бытования литературы:
проблемы филологического образования ........................................................................................................................................................... 73
Канунова Ô.Ç. Библиотека Ã.Ñ. Батенькова в Томске ..................................................................................................................................... 77
Кафанова Î.Á. Пушкин и Жорж Ñàíä: творческий дискурс (ôàêòû и ãèïîòåçû) ......................................................................................... 81
Êèñåë¸â Â.Ñ. Проблема универсального повествования в эстетике русского сентиментализма ................................................................. 89
Мекш Ý.Á. Проза поэта (î÷åðê Александра Ширяевца «Çà áîðòîì») ........................................................................................................... 95
Панова Î.Á. Онтологический статус слова в философском и художественном сознании Ë.Í. Толстого ................................................... 99
Разумова Í.Å. Онтология судьбы в драматургии À.Ï. Чехова ..................................................................................................................... 103
Рыбальченко Ò.Ë. Семантика киноискусства в новеллистике Â. Шукшина ................................................................................................. 113
Шабанов Ë.Â. Метафора смысла и адиафора отражения ............................................................................................................................... 125
Сейбель Í.Ý. Бог как гносеологическая категория в эстетике Германа Броха ........................................................................................... 128
Степаненко С.Б. Истина в словесном творении: к вопросу о герменевтико-феноменологическом
понятии литературы .......................................................................................................................................................................................... 135
Янушкевич À.Ñ. Философия и поэтика гоголевского Всемира ...................................................................................................................... 145
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Гураль С.К. Развитие коммуникативной компетенции у студентов дополнительного высшего образования
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» ............................................................................................................................... 155
Дронова Ë.Ï. Откуда пришло äîëæíîå? (ê проблеме языкового отражения евроазиатского культурного äèàëîãà) .............................. 157
Жукова Н.С. Категориальные значения и проблема грамматической синонимии
(íà материале современного немецкого ÿçûêà) .............................................................................................................................................. 165
Кильмухаметова Å.Þ. Основные понятия теории релевантности ................................................................................................................. 170
Кильмухаметова Е.Ю., Курохтина Е.В. Роль невербальных средств в установлении коммуникативной цели
речевого акта (íà материале современной французской художественной литературы) .............................................................................. 173
Песина Ñ.À. Разграничение языка и речи в свете прототипической семантики ............................................................................................ 177
Петрунина Ñ.Ï. Функционально-семантическое поле персональности в диалекте ....................................................................................... 183
Старикова Ã.Í. Размышления о ЕГЭ по русскому языку ............................................................................................................................... 188
Щитова Î.Ã. Польские заимствования в томской разговорной речи XVII века .......................................................................................... 195
2006
1
Стр.1
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Абакумова Н.Н., Истомина Н.Н. Профессиональное самоопределение субъекта в процессе обучения
и преподавания иностранного языка ................................................................................................................................................................. 200
Агафонова Л.И. Развитие учебных стратегий на примере учебных пособий для обучения иностранному языку
студентов электрофизического и гуманитарного факультетов ....................................................................................................................... 206
Антоненко Т.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в условиях
информационного образовательного пространства: к постановке проблемы .............................................................................................. 210
Захарова Г.В. Межкультурная германистика как основа межкультурного подхода к обучению иностранным языкам
в Германии ........................................................................................................................................................................................................... 217
Качалов Í.À. Особенности использования аутентичных видеодокументов в обучении иностранному языку ......................................... 221
Кузнецова Ñ.Â. От аудирования к говорению .................................................................................................................................................. 228
Михалева Л.В. Формы организации самостоятельной работы студентов в условиях коммуникативного обучения
иностранным языкам .......................................................................................................................................................................................... 231
Нестерова Í.Ì. Наука о ïåðåâîäå: герменевтика vs деконструктивизм ....................................................................................................... 235
Рахманина М.Б. Реализация принципа опоры на включенность культуры в процесс обучения
в методах обучения иностранным языкам ...................................................................................................................................................... 239
Рахманина М.Б. Обучение чтению на иностранном языке как компонент многоосевого образования (к вопросу
о реализации педагогической категории «ìåòîä îáó÷åíèÿ» в конкретной методике îáó÷åíèÿ) ................................................................. 244
Ростовцева В.М., Качалов Н.А. Формирование языковой компетенции субъектов высшей школы
на материале второго иностранного языка ........................................................................................................................................................ 249
Ростовцева В.М. Языковая подготовка как составляющая современной стратегии подготовки педагогических кадров ...................... 255
Слесаренко И.В. Особенности процесса формулирования высказывания на основе иерархической структуры
элементов аргументации ..................................................................................................................................................................................... 260
СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Гальцова Н.П. Развитие новых технологий в рамках приоритетных направлений модернизации образовательной системы ............... 264
Жилякова Э.М. А.П. Елагина в истории российского образования (по материалам переписки
À.Ï. Елагиной с Â.À. Жуковским) ..................................................................................................................................................................... 267
Сороковых Г.В. Сущностная характеристика субъектно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке
специалистов в вузе ............................................................................................................................................................................................ 276
МЕМУАРЫ. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ПЕРСОНАЛИИ
Канунова Ô.Ç. Томский период в моей жизни ................................................................................................................................................. 280
Бартосевич Ô.Ô. На перекрестке войны ........................................................................................................................................................... 286
Колесникова Ð.È. Корни и ветви экологов ТГУ ............................................................................................................................................. 290
ЮБИЛЕИ
Голев Í.Ä., Лебедева Í.Á. К юбилею Ольги Иосифовны Блиновой ........................................................................................................... 295
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ............................................................................................................................................................. 297
АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ .............................................................................................................................. 300
2
Стр.2
FEDERAL AGENCY OF EDUCATION
¹ 291
VESTNIC TOMSK STATE UNIVERSITY
GENERAL SCIENTIFIC PERIODICAL
June
Series «Philology»
Certification of registration: printed version ¹ 018694, electronic version ¹ 018693
Issued by Russian Federation state committee for publishing and printing on April, 14, 1999.
ISSN: printed version 1561-7793; electronic version 1561-803Õ
on April, 20, 1999 by International centre ISSN (Paris)
CONTENTS
REVIEWS
Ivantsova E.V. The learning of languages personality in Tomsks lingistic school .................................................................................................. 5
Kalitkina G.V. Dialect dictionaries as a linguistic and cultural source: an attempt at tradition reconstruction ..................................................... 12
LITERATURE STUDIES
Ajzikova I.A. To the Problem of Zhukovskys work on the NewTestament translation (the autors archive materials) ........................................ 20
Vjotsheva N.Z. Plans and notes of «Vladimir», a magic-historic poem by V.A. Zhukovsky ................................................................................. 25
Grebneva M.P. Florence of O.E. Mandelstam ...................................................................................................................................................... 32
Grebneva M.P. Florentine world of N.S. Gumilev and A.A. Achmatova .............................................................................................................. 38
Danilevskiy R. Siberian Lessing ............................................................................................................................................................................. 43
Dashevskaya O.A. D. Andreev and S. Bulgakov: to the problem on genesis of the conception «The Rose of the World» ................................... 46
Domanskiy V. The Russian manor in the literature of the XIX-th century: cultural aspects of the poetics study ................................................ 56
Zhiliakova E.M., Vasilieva E.Y. L. Sterne in creative experiments of young L.N. Tolstoy («la belle Flamande») ................................................ 61
Zavjalova E.E. About steady model of lyrical meditation in Russian poetry 18801890 years ............................................................................ 66
Kazakov A.A. Classical Literature in electronic forms: problems of philological education .................................................................................. 73
Kanunova F.Z. G.S. Batenkovs library in Tomsk .................................................................................................................................................. 77
Kafanova O.B. Pushkin and George Sande: Creative Discourse (facts and hypotheses) ........................................................................................ 81
Kiselev V.S. The problem of universal narrative in Russian sentimental aesthetic ................................................................................................. 89
Meksh E.B. Poets Prose (Alexander Shiriayevtsevs essay «Overboard» ............................................................................................................. 95
Panova Î.Â. Ontological status of the world in philosophic and artistic consciousness of L.N. Tolstoy .............................................................. 99
Razumova N.E. The onthology of fate in Checkovs plays .................................................................................................................................... 103
Ribalchenko T.L. Semantics of cinematography in V. Shukshins novels .............................................................................................................. 113
Shabanov L.V. Metaphorical modelling of sense and him Adiaphorical reflection .............................................................................................. 125
Seibel N.E. God as a gnoseological category in the Herman Brohs aesthetics ..................................................................................................... 128
Stepanenko S.B. The truth in poetic work of art: anent the hermeneutical-phenomemological concept of literature ......................................... 135
Yanushkevich A..S. The Philosophy and Poetics of Gogols Vsemir (the Universe) ............................................................................................. 145
LINGVISTICS
Gural S. The role of students project activity in developing communicative competence ..................................................................................... 155
Dronova L.P. Where has a must come from? (To the problem of language reflection of Eurasian cultural dimension) ..................................... 157
Zhukova N.S. Categorial values and the problem of grammatical synonymy (on the basis of German) ............................................................. 165
Kilmukhametova E.U. The main notions of theory of relevance ........................................................................................................................... 170
Kilmukhametova E.U., Kurokhtina E.V. The role of nonverbal means in establishing the communicative goal
of the speech act (based on modern french literature) .......................................................................................................................................... 173
Pesina S.A. The distinction of language and speech in prototypical semantics ................................................................................................... 177
Petrunina S.P. Functional semantic field of personality in dialect ....................................................................................................................... 183
Starikova G.N. Thoughts about russian language ................................................................................................................................................ 188
Shchitova O.G. The polish borrowings in the Tomsk colloquial speech of the XVII-th century .......................................................................... 195
THE PROBLEMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Abacumova N.N., Istomina N.N. Professional self-determination of the subject in the process of foreign language
and culture teaching and learning ......................................................................................................................................................................... 200
Agafonova L.I. Development of learning strategies in the textbooks of foreign languages for specific purposes
(electrophysics and electronic equipment, humanities) .......................................................................................................................................... 206
Antonenko T.A. Developing foreign language communicative competence with the help of ict. Topic to be considered ..................................... 210
Zackharova G.V. Intercultural germanistic as the basis of the intercultural approach
to teaching foreign languages in Germany ............................................................................................................................................................ 217
Kachalov N.A. Peculiarities of using authentic video materials in foreign language teaching .............................................................................. 220
Kuznetsova S.V. From listening to speaking .......................................................................................................................................................... 228
Mikhaleva L.V. The forms of organization of students self-study activity in foreign languages
in conditions of communicative learning ............................................................................................................................................................... 231
3
2006
Стр.3