Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Томского государственного университета

Вестник Томского государственного университета №2 2006

0   0
Страниц286
ID284706
АннотацияЖурнал является мультидисциплинарным периодическим изданием. Первоначально (с 1889 г.) он выходил под названием «Известия Томского университета», затем - «Труды Томского государственного университета», в 1998 году издание университетского журнала было возобновлено уже под современным названием. В настоящее время выходит ежемесячно. Входит в Перечень ВАК.
Вестник Томского государственного университета : Общенаучный периодический журнал .— Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет .— 2006 .— №2 .— 286 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/284706 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

: к вопросу о генезисе концепции «Роза Мира» . <...> Стерн в творческих опытах молодого Л.Н. Толстого («La belle Flamande») . <...> 188 Щитова О.Г. Польские заимствования в томской разговорной речи XVII века . <...> Межкультурная германистика как основа межкультурного подхода к обучению иностранным языкам в Германии . <...> Особенности использования аутентичных видеодокументов в обучении иностранному языку . <...> А.П. Елагина в истории российского образования (по материалам переписки А.П. Елагиной с В.А. Жуковским) . <...> Томская лингвистическая школа – один из таких центров, где более 20 лет назад была поставлена и успешно решается проблема изучения ЯЛ. <...> Подход к проблеме «язык личности», при котором поиски закономерностей, построения абстрактных моделей идут «от общего к частному», является пока наиболее распространенным, но представляется одно5 2006 сторонним. <...> Новаторские работы по изучению формального варьирования слова (О.М. Соколов, О.И. Блинова, З.М. Богословская, О.Ю. Галуза), синонимии (Г.А. Раков) и антонимии (Л.М. Райская), мотивационных отношений слов (О.И. Блинова, Т.А. Демешкина, В.Г. Наумов, Н.Г. Нестерова, М.В. Курышева, Г.В. Калиткина и др.), экспрессивной лексики (О.И. Блинова, Н.В. Жураковская, Е.В. Бельская), метаязыкового сознания (О.И. Блинова, А.Н. Ростова, И.В. Тубалова), образных средств языка (О.И. Блинова, Е.А. Юрина), труды по теории диалектной лексикографии (В.В. Палагина, О.И. Блинова, М.Н. Янценецкая) и созданная на их базе система разноаспектных словарей – прямых и обратных, дифференциальных и полных, отражающих системные связи слов и образные элементы говоров, – дают исследователю ЯЛ инструмент для ее анализа в виде детально разработанных фундаментальных теоретических понятий лексиколо6 гии, позволяют выявить основной круг проблем, подлежащих осмыслению при обращении к новому объекту (каковым является единичный представитель говора) и опереться на уже имеющиеся выводы, полученные при описании лексической системы среднеобских говоров <...>
Вестник_Томского_государственного_университета_№2_2006.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЕСТНИК ¹ 291 ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБЩЕНАУЧНЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Июнь Серия «Филология» Свидетельства о регистрации: бумажный вариант ¹ 018694, электронный вариант ¹ 018693 выданы Госкомпечати РФ 14 апреля 1999 ã. ISSN: печатный вариант – 1561-7793; электронный вариант – 1561-803Õ от 20 апреля 1999 ã. Международного центра ISSN (Ïàðèæ) СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРЫ Иванцова Å.Â. Изучение языковой личности в томской лингвистической школе ........................................................................................... 5 Калиткина Г.В. Диалектные словари как лингвокультурологический источник: опыт реконструкции традиции (статья 1) ................... 12 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Айзикова И.А. К проблеме контекста работы В.А. Жуковского над переводом Нового Завета (ïî материалам архива ïèñàòåëÿ) ......................................................................................................................................................................... 20 В¸тшева Н.Ж. Планы и конспекты волшебно-исторической поэмы В.А. Жуковского «Владимир» (публикация и комментарий) ........ 25 Гребнева Ì.Ï. Флоренция Î.Ý. Мандельштама ................................................................................................................................................. 32 Гребнева Ì.Ï. Флорентийский мир Í.Ñ. Гумилева и À.À. Ахматовой .......................................................................................................... 38 Данилевский Ð.Þ. Сибирский Лессинг .............................................................................................................................................................. 43 Дашевская Î.À. Ä. Андреев и Ñ. Áóëãàêîâ: к вопросу о генезисе концепции «Ðîçà Ìèðà» ......................................................................... 46 Доманский В.А. Русская усадьба в художественной литературе XIX века: культурологические аспекты изучения поэтики ............................................................................................................................................... 56 Жилякова Ý.Ì., Васильева Å.Þ. Ë. Стерн в творческих опытах молодого Ë.Í. Толстого («La belle Flamande») .................................... 61 Завьялова Å.Å. Об устойчивой модели лирической медитации в русской поэзии 1880–1890 ãã. .................................................................. 66 Казаков А.А. Литературная классика в ситуации распространения электронных форм бытования литературы: проблемы филологического образования ........................................................................................................................................................... 73 Канунова Ô.Ç. Библиотека Ã.Ñ. Батенькова в Томске ..................................................................................................................................... 77 Кафанова Î.Á. Пушкин и Жорж Ñàíä: творческий дискурс (ôàêòû и ãèïîòåçû) ......................................................................................... 81 Êèñåë¸â Â.Ñ. Проблема универсального повествования в эстетике русского сентиментализма ................................................................. 89 Мекш Ý.Á. Проза поэта (î÷åðê Александра Ширяевца «Çà áîðòîì») ........................................................................................................... 95 Панова Î.Á. Онтологический статус слова в философском и художественном сознании Ë.Í. Толстого ................................................... 99 Разумова Í.Å. Онтология судьбы в драматургии À.Ï. Чехова ..................................................................................................................... 103 Рыбальченко Ò.Ë. Семантика киноискусства в новеллистике Â. Шукшина ................................................................................................. 113 Шабанов Ë.Â. Метафора смысла и адиафора отражения ............................................................................................................................... 125 Сейбель Í.Ý. Бог как гносеологическая категория в эстетике Германа Броха ........................................................................................... 128 Степаненко С.Б. Истина в словесном творении: к вопросу о герменевтико-феноменологическом понятии литературы .......................................................................................................................................................................................... 135 Янушкевич À.Ñ. Философия и поэтика гоголевского Всемира ...................................................................................................................... 145 ЯЗЫКОЗНАНИЕ Гураль С.К. Развитие коммуникативной компетенции у студентов дополнительного высшего образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» ............................................................................................................................... 155 Дронова Ë.Ï. Откуда пришло äîëæíîå? (ê проблеме языкового отражения евроазиатского культурного äèàëîãà) .............................. 157 Жукова Н.С. Категориальные значения и проблема грамматической синонимии (íà материале современного немецкого ÿçûêà) .............................................................................................................................................. 165 Кильмухаметова Å.Þ. Основные понятия теории релевантности ................................................................................................................. 170 Кильмухаметова Е.Ю., Курохтина Е.В. Роль невербальных средств в установлении коммуникативной цели речевого акта (íà материале современной французской художественной литературы) .............................................................................. 173 Песина Ñ.À. Разграничение языка и речи в свете прототипической семантики ............................................................................................ 177 Петрунина Ñ.Ï. Функционально-семантическое поле персональности в диалекте ....................................................................................... 183 Старикова Ã.Í. Размышления о ЕГЭ по русскому языку ............................................................................................................................... 188 Щитова Î.Ã. Польские заимствования в томской разговорной речи XVII века .......................................................................................... 195 2006 1
Стр.1
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Абакумова Н.Н., Истомина Н.Н. Профессиональное самоопределение субъекта в процессе обучения и преподавания иностранного языка ................................................................................................................................................................. 200 Агафонова Л.И. Развитие учебных стратегий на примере учебных пособий для обучения иностранному языку студентов электрофизического и гуманитарного факультетов ....................................................................................................................... 206 Антоненко Т.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в условиях информационного образовательного пространства: к постановке проблемы .............................................................................................. 210 Захарова Г.В. Межкультурная германистика как основа межкультурного подхода к обучению иностранным языкам в Германии ........................................................................................................................................................................................................... 217 Качалов Í.À. Особенности использования аутентичных видеодокументов в обучении иностранному языку ......................................... 221 Кузнецова Ñ.Â. От аудирования к говорению .................................................................................................................................................. 228 Михалева Л.В. Формы организации самостоятельной работы студентов в условиях коммуникативного обучения иностранным языкам .......................................................................................................................................................................................... 231 Нестерова Í.Ì. Наука о ïåðåâîäå: герменевтика vs деконструктивизм ....................................................................................................... 235 Рахманина М.Б. Реализация принципа опоры на включенность культуры в процесс обучения в методах обучения иностранным языкам ...................................................................................................................................................... 239 Рахманина М.Б. Обучение чтению на иностранном языке как компонент многоосевого образования (к вопросу о реализации педагогической категории «ìåòîä îáó÷åíèÿ» в конкретной методике îáó÷åíèÿ) ................................................................. 244 Ростовцева В.М., Качалов Н.А. Формирование языковой компетенции субъектов высшей школы на материале второго иностранного языка ........................................................................................................................................................ 249 Ростовцева В.М. Языковая подготовка как составляющая современной стратегии подготовки педагогических кадров ...................... 255 Слесаренко И.В. Особенности процесса формулирования высказывания на основе иерархической структуры элементов аргументации ..................................................................................................................................................................................... 260 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ Гальцова Н.П. Развитие новых технологий в рамках приоритетных направлений модернизации образовательной системы ............... 264 Жилякова Э.М. А.П. Елагина в истории российского образования (по материалам переписки À.Ï. Елагиной с Â.À. Жуковским) ..................................................................................................................................................................... 267 Сороковых Г.В. Сущностная характеристика субъектно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в вузе ............................................................................................................................................................................................ 276 МЕМУАРЫ. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ПЕРСОНАЛИИ Канунова Ô.Ç. Томский период в моей жизни ................................................................................................................................................. 280 Бартосевич Ô.Ô. На перекрестке войны ........................................................................................................................................................... 286 Колесникова Ð.È. Корни и ветви экологов ТГУ ............................................................................................................................................. 290 ЮБИЛЕИ Голев Í.Ä., Лебедева Í.Á. К юбилею Ольги Иосифовны Блиновой ........................................................................................................... 295 КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ............................................................................................................................................................. 297 АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ .............................................................................................................................. 300 2
Стр.2
FEDERAL AGENCY OF EDUCATION ¹ 291 VESTNIC TOMSK STATE UNIVERSITY GENERAL SCIENTIFIC PERIODICAL June Series «Philology» Certification of registration: printed version ¹ 018694, electronic version ¹ 018693 Issued by Russian Federation state committee for publishing and printing on April, 14, 1999. ISSN: printed version – 1561-7793; electronic version – 1561-803Õ on April, 20, 1999 by International centre ISSN (Paris) CONTENTS REVIEWS Ivantsova E.V. The learning of language’s personality in Tomsk’s lingistic school .................................................................................................. 5 Kalitkina G.V. Dialect dictionaries as a linguistic and cultural source: an attempt at tradition reconstruction ..................................................... 12 LITERATURE STUDIES Ajzikova I.A. To the Problem of Zhukovsky’s work on the NewTestament translation (the autor’s archive materials) ........................................ 20 Vjotsheva N.Z. Plans and notes of «Vladimir», a magic-historic poem by V.A. Zhukovsky ................................................................................. 25 Grebneva M.P. Florence of O.E. Mandelstam ...................................................................................................................................................... 32 Grebneva M.P. Florentine world of N.S. Gumilev and A.A. Achmatova .............................................................................................................. 38 Danilevskiy R. Siberian Lessing ............................................................................................................................................................................. 43 Dashevskaya O.A. D. Andreev and S. Bulgakov: to the problem on genesis of the conception «The Rose of the World» ................................... 46 Domanskiy V. The Russian manor in the literature of the XIX-th century: cultural aspects of the poetics study ................................................ 56 Zhiliakova E.M., Vasilieva E.Y. L. Sterne in creative experiments of young L.N. Tolstoy («la belle Flamande») ................................................ 61 Zav’jalova E.E. About steady model of lyrical meditation in Russian poetry 1880–1890 years ............................................................................ 66 Kazakov A.A. Classical Literature in electronic forms: problems of philological education .................................................................................. 73 Kanunova F.Z. G.S. Batenkov’s library in Tomsk .................................................................................................................................................. 77 Kafanova O.B. Pushkin and George Sande: Creative Discourse (facts and hypotheses) ........................................................................................ 81 Kiselev V.S. The problem of universal narrative in Russian sentimental aesthetic ................................................................................................. 89 Meksh E.B. Poet’s Prose (Alexander Shiriayevtsev’s essay «Overboard» ............................................................................................................. 95 Panova Î.Â. Ontological status of the world in philosophic and artistic consciousness of L.N. Tolstoy .............................................................. 99 Razumova N.E. The onthology of fate in Checkov’s plays .................................................................................................................................... 103 Ribalchenko T.L. Semantics of cinematography in V. Shukshin’s novels .............................................................................................................. 113 Shabanov L.V. Metaphorical modelling of sense and him Adiaphorical reflection .............................................................................................. 125 Seibel N.E. God as a gnoseological category in the Herman Broh’s aesthetics ..................................................................................................... 128 Stepanenko S.B. The truth in poetic work of art: anent the hermeneutical-phenomemological concept of literature ......................................... 135 Yanushkevich A..S. The Philosophy and Poetics of Gogol’s Vsemir (the Universe) ............................................................................................. 145 LINGVISTICS Gural S. The role of students project activity in developing communicative competence ..................................................................................... 155 Dronova L.P. Where has a must come from? (To the problem of language reflection of Eurasian cultural dimension) ..................................... 157 Zhukova N.S. Categorial values and the problem of grammatical synonymy (on the basis of German) ............................................................. 165 Kilmukhametova E.U. The main notions of theory of relevance ........................................................................................................................... 170 Kilmukhametova E.U., Kurokhtina E.V. The role of nonverbal means in establishing the communicative goal of the speech act (based on modern french literature) .......................................................................................................................................... 173 Pesina S.A. The distinction of language and speech in prototypical semantics ................................................................................................... 177 Petrunina S.P. Functional semantic field of personality in dialect ....................................................................................................................... 183 Starikova G.N. Thoughts about russian language ................................................................................................................................................ 188 Shchitova O.G. The polish borrowings in the Tomsk colloquial speech of the XVII-th century .......................................................................... 195 THE PROBLEMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING Abacumova N.N., Istomina N.N. Professional self-determination of the subject in the process of foreign language and culture teaching and learning ......................................................................................................................................................................... 200 Agafonova L.I. Development of learning strategies in the textbooks of foreign languages for specific purposes (electrophysics and electronic equipment, humanities) .......................................................................................................................................... 206 Antonenko T.A. Developing foreign language communicative competence with the help of ict. Topic to be considered ..................................... 210 Zackharova G.V. Intercultural germanistic as the basis of the intercultural approach to teaching foreign languages in Germany ............................................................................................................................................................ 217 Kachalov N.A. Peculiarities of using authentic video materials in foreign language teaching .............................................................................. 220 Kuznetsova S.V. From listening to speaking .......................................................................................................................................................... 228 Mikhaleva L.V. The forms of organization of students’ self-study activity in foreign languages in conditions of communicative learning ............................................................................................................................................................... 231 3 2006
Стр.3