Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Курс лекций по экологии (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРасцелуева Н. В.
ИздательствоДВГАФК
Страниц72
ID284504
АннотацияВ настоящем учебном пособии дается краткий курс лекций по общей экологии для самостоятельного изучения дисциплины и закрепления полученных знаний студентами дневного и заочного отделений специальности 032103(65) «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, а также направлений 034600 «Рекреация и спортивно- оздоровительный туризм», 034300 «Физическая культура» (дисциплина «Экология»). Может использоваться как вспомогательное пособие при изучении курса «Биология с основами экологии» - по разделу экология для специальностей 032101 (65), 032102(65) и направлений 032100(62), 034400 и факультативов по экологии физкультурных вузов. В пособии рассматриваются основные разделы общей экологии в соответствии с требованиями ГОС ВПО 2000, 2006 и 2010 гг.
Кем рекомендованоУчебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «ДВГАФК»
ISBN978-5-8028-0140-6
УДК574/577
ББК28.080
Расцелуева, Н. В. Курс лекций по экологии : учебное пособие / Н. В. Расцелуева .— Хабаровск : ДВГАФК, 2011 .— 72 с. — ISBN 978-5-8028-0140-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/284504 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Может использоваться как вспомогательное пособие при изучении курса «Биология с основами экологии» - по разделу экология для специальностей 032101(65), 032102(65) и направлений 032100(62), 034400 и факультативов по экологии физкультурных вузов. <...> В пособии рассматриваются основные разделы общей экологии в соответствии с требованиями ГОС ВПО 2000, 2006 и 2010 гг. <...> Допущено учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «ДВГАФК» в качестве учебного пособия для студентов вузов физической культуры УДК – 547.577. <...> © ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», 2011. <...> Антропоцентрическое сознание как фактор, приведший планету в состояние глобальной экологической катастрофы . <...> Закон оптимума или закон лимитирующих факторов . <...> Экологическое образование в условиях экологического кризиса . <...> 66 10.4 Правовые и экономические аспекты охраны окружающей среды в Дальневосточном Регионе. <...> В настоящем учебнике даны основные этапы возникновения, развития и функционирования биосферы как планетарной системы, в рамках учебного пособия рассматриваются экологические проблемы планеты и Дальневосточного региона. <...> Учебное пособие знакомит с природным жизненным пространством, занимаемым различными сообществами, образующими экологические системы, в том числе искусственные, тесно взаимодействующие друг с другом, рассматривает основные законы этих взаимодействий, даёт общее понятие о цели и задачах экологического обучения, определяет место экологии в современном мире. <...> Учебное пособие помогает реализовать потребность в знаниях экологической философии, которая смогла бы сочетать автономию разума с основными законами экологии, по которым существовала, существует, и будет существовать наша планета. <...> Изучение законов экологии позволяет пересмотреть противоречия между материальным благополучием человека и сохранением природной среды. <...> Задача данного учебного пособия - обозначить направление для изменения сознания студентов <...>
Курс_лекций_по_экологии__Учебное_пособие.pdf
2 УДК – 547.577. ББК – 28.080 Р-247 Расцелуева Н.В. Курс лекций по экологии : Учебное пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГАФК, 2011. - 72 с. - ISBN 978-5-8028-0140-6 АННОТАЦИЯ В настоящем учебном пособии дается краткий курс лекций по общей экологии для самостоятельного изучения дисциплины и закрепления полученных знаний студентами дневного и заочного отделений специальности 032103(65) «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, а также направлений 034600 «Рекреация и спортивнооздоровительный туризм», 034300 «Физическая культура» (дисциплина «Экология»). Может использоваться как вспомогательное пособие при изучении курса «Биология с основами экологии» - по разделу экология для специальностей 032101(65), 032102(65) и направлений 032100(62), 034400 и факультативов по экологии физкультурных вузов. В пособии рассматриваются основные разделы общей экологии в соответствии с требованиями ГОС ВПО 2000, 2006 и 2010 гг. Рецензенты: Кандидат медицинских наук, профессор Могилёв В.Е. Кандидат медицинских наук, профессор Охремчук Г.П. Допущено учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «ДВГАФК» в качестве учебного пособия для студентов вузов физической культуры УДК – 547.577. ББК – 28.080 ISBN 978-5-8028-0140-6 © Расцелуева Н.В., 2011. © ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», 2011.
Стр.2
3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 5 Лекция 1. История становления экологии как науки ............................. 6 1.1. Определение экологии как науки ................................................... 6 1.2. Экология с точки зрения теории катастроф ................................. 6 1.3. Значение экологии в развитии человеческого общества ............. 7 1.4. Антропоцентрическое сознание как фактор, приведший планету в состояние глобальной экологической катастрофы ........................... 9 1.5. Концепция экологического сознания .......................................... 11 Лекция № 2. Жизнь на Земле. Её история и развитие .......................... 13 2.1 Гипотезы о возникновении жизни ................................................ 13 2.2. Этапы эволюции живого мира ...................................................... 14 2.2.2. Палеозой - Кембрий, Ордовик, Силур ...................................... 14 2.2.3. Палеозой - Девон, Карбон, Пермь ............................................. 15 2.2.4. Мезозой - Триас, Юра, Мел ....................................................... 16 2.2.5. Кайнозой - Палеоген, Неоген, Антропоген .............................. 16 2.3. История развития человека как вида ........................................... 17 Лекция № 3. Экологическая пирамида. Понятие о средах. ................. 20 3.1. Среда обитания ............................................................................... 20 3.2. Вид, критерии вида. ....................................................................... 20 3.3. Популяционная экология .............................................................. 22 3.4. Структура биоценозов ................................................................... 23 3.5. Формирование различных биомов и экосистем ......................... 24 3.6. Понятие об экологической сукцессии ......................................... 25 Лекция № 4. Характеристики экологических факторов ...................... 27 4.1. Биотические факторы .................................................................... 27 4.2. Абиотические факторы экосистемы планеты ............................. 28 4.3. Антропогенные факторы ............................................................... 29 Лекция № 5. Учение В.И. Вернадского о биосфере ............................ 30 5.1. Биосфера как глобальная экосистема .......................................... 30 5.2. Гидросфера, литосфера, атмосфера ............................................. 31 5.3. Круговорот веществ в природе ..................................................... 32 Лекция № 6. Законы существования экосистем. ................................... 35 6.1. Закон оптимума или закон лимитирующих факторов ............... 35 6.2. Закон устойчивости экосистем ..................................................... 36 6.3.Закон сохранения массы и энергии ............................................... 38 Лекция № 7. Экология как научная основа рационального природопользования ................................................................................ 39 7.1. Природные ресурсы ....................................................................... 39
Стр.3
4 7.2. Экологические кризисы ................................................................. 40 7.3. Классификация антропогенных загрязнений .............................. 45 Лекция № 8. Тенденции современного развития природной и техногенной сред ...................................................................................... 49 8.1. Международное право в области экологии ................................. 49 8.2. Российские законодательные акты в области экологии ............ 51 8.3. Пути формирования экологического сознания ........................... 53 Лекция № 9. Экологическая психопедагогика ....................................... 57 9.1. Экологическое образование в условиях экологического кризиса ................................................................................................................. 57 9.2. Взаимодействие человека с природой как проблема психологии ................................................................................................................. 60 9.3. Психопедагогические основы экологического образования .... 62 Лекция № 10. Экология Дальневосточного региона ............................ 64 10.1. Географическое положение Дальневосточного региона ......... 64 10.2. Климатогеографические особенности экосистем ДВ .............. 65 10.3. Флора и фауна Дальнего Востока .............................................. 66 10.4 Правовые и экономические аспекты охраны окружающей среды в Дальневосточном Регионе. .................................................... 67 ЛИТЕРАТУРА .......................................................................................... 70
Стр.4