Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Единоборства как социокультурный механизм становления и воспроизводства человека и общества : Докторская диссертация (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПередельский Алексей Анатольевич
Издательство[Б.и.]
Страниц291
ID284172
АннотацияСамая большая сложность при исследовании темы «Философия единоборств» возникает на предмет поисков и обнаружения, узнавания и понимания, комментирования и интерпретации, теоретико-методологической систематизации и практического использования единоборческой философии. Короче говоря, необходимо найти такую нетипичную философию и понять как она «работает». Работает не на уровне пустого теоретизирования или голого морализаторства, а на уровне реальной единоборческой практики, в условиях экстремального полноконтактного поединка или в условиях угрозы непосредственного боевого соприкосновения.
Передельский, А.А. Единоборства как социокультурный механизм становления и воспроизводства человека и общества : Докторская диссертация / А.А. Передельский .— : [Б.и.] .— 291 с. — URL: https://rucont.ru/efd/284172 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социально-философский анализ культуры единоборств как специфической программы познания и поведения людей Глава 4. <...> Философия единоборств в культурном диалоге Востока и Запада Глава 5. <...> Единоборства – социально-педагогическая система формирования и социализации личности Глава 6. <...> Вместе с тем, и специфические религиозно-магические ритуалы, и воинские упражнения, и любимые народные потехи, и цирковые номера, и пути самосовершенствования воинов-монахов – все это и многое другое было проникнуто духом единоборства, выступало проявлениями одной и той же «единоборческой природы». <...> Неудивительно, что такое скрытое за многообразием единство накладывает отпечаток хаоса и растерянности на современную практику единоборств, выступающих под совершенно непохожими друг на друга именами и «марками»: боевые и воинские искусства, смертельная битва, танцы и балет, восточные единоборства, оздоровительные гимнастики, медитация и психотренинг, спортивные дисциплины и виды спорта, фитнес и атлетика, прикладная подготовка. <...> И актуальность данного исследования определяется не только тем фактом, что сегодня сотни миллионов молодых и не очень молодых людей занимаются различными видами единоборств во всем мире, а десятки миллионов настоящих и будущих граждан России активно практикуют единоборства у нас в стране и за рубежом. <...> А это уже есть непосредственный выход на педагогику в целом и на спортивную педагогику как ее часть. <...> Таким образом, исследование философии единоборств дает системное знание и всеобщую методологическую основу для соответствующего раздела педагогики, а философско-педагогическая смычка теории и практики единоборств (в силу неизменной мощности социальной базы последних) превращается в сильнейший идеологический фактор современного общества. <...> Западная культура, с одной стороны, имея в древности весьма совершенные и завершенные единоборческие системы, а с другой – располагая развитой <...>
Единоборства_как_социокультурный_механизм_становления_и_воспроизводства_человека_и_общества__Докторская_диссертация.pdf
Шифр специальности: 09.00.11. Социальная философия Тема докторской диссертации: «Единоборства как социокультурный механизм становления и воспроизводства человека и общества» Содержание: Введение Глава 1. Логика основных понятий философского исследования феномена единоборств Глава 2. Единоборства в антропосоциогенезе и в мировой истории человечества Глава 3. Социально-философский анализ культуры единоборств как специфической программы познания и поведения людей Глава 4. Философия единоборств в культурном диалоге Востока и Запада Глава 5. Единоборства – социально-педагогическая система формирования и социализации личности Глава 6. Единоборства – механизм политики и социального управления Глава 7. Перспективы единоборств как организационной формы воспроизводства социальности в современной России Заключение Литература
Стр.1
2 Введение Философия единоборств! Тема очень непростая сразу по нескольким причинам. Во-первых, определенные трудности обычно вызывает процедура идентификации самих единоборств, имевших не одну, а целый ряд исторических традиций, типов и форм. В разные времена, в различных социокультурных условиях единоборства проявлялись и практиковались поразному, отличаясь друг от друга не только по названию и внешнему виду, но и по существу, по своему целеполаганию. Вместе с тем, и специфические религиозно-магические ритуалы, и воинские упражнения, и любимые народные потехи, и цирковые номера, и пути самосовершенствования воинов-монахов – все это и многое другое было проникнуто духом единоборства, выступало проявлениями одной и той же «единоборческой природы». Неудивительно, что такое скрытое за многообразием единство накладывает отпечаток хаоса и растерянности на современную практику единоборств, выступающих под совершенно непохожими друг на друга именами и «марками»: боевые и воинские искусства, смертельная битва, танцы и балет, восточные единоборства, оздоровительные гимнастики, медитация и психотренинг, спортивные дисциплины и виды спорта, фитнес и атлетика, прикладная подготовка. Даже то обстоятельство, что перечисленные выше занятия, виды деятельности имеют сходное происхождение, относятся к одному «генетическому» корню, называемому единоборствами, - даже это обстоятельство не является очевидным, требует глубокого и всестороннего исследования. Второй причиной, усложняющей рассмотрение нашей темы служит проблема взаимоотношений единоборств и современного спорта. Феномены
Стр.2
3 единоборств и спорта имеют пересекающиеся, но не тождественные объемы. Вопрос о сходстве или различии их социокультурной природы также требует серьезнейшего анализа и уже в первом приближении угрожает неоднозначностью, противоречивостью возможного ответа. То, что на сегодняшний день мы имеем и спортивные, и прикладные единоборства, то есть некий не очень устойчивый альянс, где прикладные единоборства еще не захотели или пока не смогли получить статус официального вида спорта, скорее всего никак не влияет на разрешение проблемы их культурно-исторического родства. Хотя и здесь возможны различные варианты. Иногда следствия могут оказать влияние на причину, а настоящее, зрелое состояние объекта проливает свет на тьму его происхождения и младенческого облика. Но самая большая сложность при исследовании темы «Философия единоборств» возникает на предмет поисков и обнаружения, узнавания и понимания, комментирования и интерпретации, теоретико-методологической систематизации и практического использования единоборческой философии. Короче говоря, необходимо найти такую нетипичную философию и понять как она «работает». Работает не на уровне пустого теоретизирования или голого морализаторства, а на уровне реальной единоборческой практики, в условиях экстремального полноконтактного поединка или в условиях угрозы непосредственного боевого соприкосновения. Если данная нетипичная философия в истории человечества имела место, смогла или успела развиться из религиозно-мифологического мировоззрения, то ее следует отыскать. Если же такая философия стала возможна лишь теперь, в качестве зрелого оформления зрелого социокультурного феномена, то ее следует воссоздать. Разработать с учетом производственно-экономических, социально-политических, идеолого-информационных тенденций современного культурного глобализма, с одной стороны, с учетом специфики, особенностей исторического развития и менталитета культур Востока и Запада – с другой.
Стр.3
4 Не менее важным делом является исследование источников, предтечей, условий становления философии единоборств в отечественной истории и в современной российской действительности. И актуальность данного исследования определяется не только тем фактом, что сегодня сотни миллионов молодых и не очень молодых людей занимаются различными видами единоборств во всем мире, а десятки миллионов настоящих и будущих граждан России активно практикуют единоборства у нас в стране и за рубежом. Актуальность исследования философии единоборств вызвана, прежде всего, тем, что это единственный шанс познать, открыть всеобщие и последние основания, фундаментальные деятельностно-аксиологические принципы становления и развития практики единоборств. Практики, в которой смыкаются субъективные и объективные факторы, личное и общественное, единичное и общее. Практики, определяющей направление и суть формирования личности, социализации и профессионализации огромных социальных контингентов. А это уже есть непосредственный выход на педагогику в целом и на спортивную педагогику как ее часть. Таким образом, исследование философии единоборств дает системное знание и всеобщую методологическую основу для соответствующего раздела педагогики, а философско-педагогическая смычка теории и практики единоборств (в силу неизменной мощности социальной базы последних) превращается в сильнейший идеологический фактор современного общества. В один из влиятельных механизмов социокультурного производства и воспроизводства. Одним из сложнейших моментов в поисках и/или реконструкции философии единоборств является малочисленность и труднодоступность древних и средневековых текстов, трактатов и других письменных источников, непосредственно посвященных этой теме. Те крохи, которые дошли до наших дней, в основном связаны с религиозной и религиозно-боевой традицией
Стр.4
5 единоборств. Остальные традиции, исторические типы и формы единоборческой практики вообще, как правило, вербализации не подлежали. Да, и до уровня системного философского осмысления они (в силу своей логико-теоретической неразвитости), по-видимому, так и не доросли. Что касается региональной социокультурной принадлежности исследуемых источников, то основное внимание привлекает к себе восточная, точнее индо-китайская религиозно-мифолого-философская традиция, объединяющая в себе и космизм, и социо-этические доктрины. Западная культура, с одной стороны, имея в древности весьма совершенные и завершенные единоборческие системы, а с другой – располагая развитой древней и средневековой философией, по ряду причин социальноисторического и культурологического характера сначала так и не обеспечила фундаментальную связку единоборств и философии. Когда же таковая связь стала рождаться, то было уже слишком поздно: Европа вошла в полосу промышленных революций, существенно изменяющих, даже уничтожающих многие единоборства как базовую воинскую подготовку привилегированных классов, то есть как профессиональную основу их стиля жизни. В XIX – XX веках Восток и Запад «повернулись друг к другу лицом» настолько, что вариант пересечения, частичного наложения их культурного, ментального пространства, в частности, в рассматриваемой плоскости, стал вполне обоснован и прогнозируем. Интересно, что в данном культурном диалоге по проблеме философии единоборств определяющую роль снова играет индо-китайская традиция. Но и на этом вопросы еще не оканчиваются, а, скорее, только начинаются. Дело в том, что философия единоборств – это сугубо практическая, деятельностная методология, в которой теория служит лишь отправной точкой для создания специфических методов личностного освоения искусства единоборств, фундаментально трансформирующих саму эту личность.
Стр.5
6 Философия единоборств существует и развивается не над единоборствами, а непосредственно в самой практике единоборств. В реальной единоборческой деятельности происходит рождение, постоянная корректировка соответствующих философских положений, соотнесение их между собой с целью систематизации, проверка их истинности, фактического веса и глубины. Нельзя философствовать о единоборствах, лично не занимаясь ими фундаментально. Вместе с тем, единоборства как экстремальный путь социализации и профессионализации личности настолько эффективны и, как говорят в биологии, избыточны, что опыт, приобретенный в единоборческой практике поистине бесценен в очень многих областях человеческой жизнедеятельности. Таким образом, философия единоборств способна выступать жизненным стрежнем для большой части человечества. Подводя итог сказанному, нужно отметить, что при организации исследования, при решении поставленных исследовательских задач, конечно же, использовались и философские, диалектико-материалистические, и общенаучные, и даже частные гуманитарные и естественно-научные методы, но главное значение придавалось и придается методу или методике реального полноконтактного универсального безоружного и оружного парного и группового поединка. Вторым по значению методом в контексте изучения и разрешения заявленной проблемы исследования выступает активная психофизическая медитация, невозможная без совершенного, мастерского владения элементами единоборства и, в свою очередь, открывающая возможность достижения еще большего системного мастерства, приближающегося к уровню искусства. Необходимо учитывать, что именно посредством указанных двух практических методов всегда и везде осуществлялась невербальная передача, воспроизводство в поколениях единоборческих умений и навыков. Не будет
Стр.6
7 лишним еще раз повторить, что характерное знание вообще и философское знание в сфере единоборств, в частности, расцветало, собственно, на базе этих умений и навыков, а не в стороне от них. Поэтому вербальные источники информации становятся нужными и полезными лишь тогда, когда начинаешь понимать их смысл, осознавать их ценность с точки зрения непосредственного единоборческого опыта, полученного невербально. Тот, кто хочет постичь философию единоборств может сделать это одним единственным способом – занимаясь единоборствами. ГЛАВА 1. ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ Диссертационное исследование начинается с формально-логической процедуры определения понятий "единоборства" и "социально-педагогическая система единоборств". Необходимо отметить, что в диссертации используются три подхода к определению указанных терминов. Первый состоит в указании, локализации и описании явлений, фактически признаваемых традицией в качестве единоборств. Второй заключается в проведении формально-логической процедуры [112]. Третий основывается на привлечении ряда дополнительных, конкретизирующих понятий, которые в единстве, в системе помогают более четко обозначить границы объема и содержания исследуемых терминов. Первый (конвенциональный) подход уже содержится во втором (формальнологическом) как бы "в снятом виде". Третий (системный) подход разворачивается посредством последовательного анализа операциональных для данного контекста понятий "система", "спорт", "искусство", "гуманистическая ориентация", "управление". При интерпретации и операционализации основных понятий
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.