1
Система всеобщего и непрерывного физического воспитания –
механизм формирования психофизического и духовного здоровья
личности
Научно-педагогическое обоснование и программное обеспечение
для работников системы общего
и профессионального образования
Монография
Москва 2013
Стр.1
2
Система всеобщего и непрерывного физического воспитания –
механизм формирования психофизического и духовного здоровья
личности: Монография / Под ред. А.А. Передельского. – М., 2013. – с.
Авторский коллектив:
Передельский А.А. - введение – техническое задание, глава 1., 1.4.,
глава 2., 2.2.
Ковылин М.М. – глава 1., 1.1., глава 2., 2.1.
Коников С.Л. - глава 2., 2.2.
Друговская И.И. - глава 1., 1.2.
Султанова Р.А. - глава 1., 1.3.
Стр.2
3
Содержание
В качестве введения. Техническое задание для получения федерального
гранта на выполнение комплексной научно-методической разработки по
теме: «Система всеобщего и непрерывного физического воспитания в
России»…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Комплексное научно-педагогическое обоснование концепции
системы всеобщего и непрерывного физического воспитания………………19
1.1. Физкультурно-спортивная деятельность в свете поло-возрастных
особенностей онтогенеза человека……………………………………………..19
1.2. Проблемы и рекомендации спортивной и профилактической
медицины в контексте создания системы всеобщего и непрерывного
физического воспитания………………………………………………………...35
1.3. Влияние физической культуры и спорта на психическое
здоровье…………………………………………………………………………..49
1.4. Профильная педагогическая технология, ее конкретноисторический
прикладной характер и роль в сдерживании и ограничении
тенденции спортизации физической культуры………………………………..53
Глава 2. Программное обеспечение концепции системы всеобщего и
непрерывного физического воспитания………………………………………..77
2.1. Велоподготовка как составная часть учебного курса по
физической культуре (I – III классы)…………………………………………...77
2.2. Традиционная историческая версия физического воспитания как
основа и системообразующий фактор при программировании учебнообразовательных
курсов по физической культуре (V – XI классы)………...102
Стр.3
4
В качестве введения
Техническое задание
для получения федерального гранта на выполнение комплексной
научно-методической разработки по теме:
«Система всеобщего и непрерывного физического воспитания в
России»
Исполнитель
Временный научный коллектив под руководством А.Н. Блеера – д.п.н.,
проф., члена-корреспондента РАО и А.А. Передельского – д.п.н., к.ф.н., доц.
Пояснительная справка
В современных условиях физическая инертность большой части
населения страны крайне отрицательно сказывается на здоровье и
трудоспособности людей, выступает независимым фактором риска развития
многих хронических заболеваний, в том числе приводящих к летальному
исходу.
В качестве одного из наиболее эффективных средств, механизмов,
противодействующих как физической инертности, так и вредным
привычкам, традиционно рассматривается спорт, спортивная деятельность.
Развивая данную позицию, концепция спортизации настаивает на переносе
высоких спортивных технологий в область физического воспитания, на
внедрении их в курсы физической культуры. Однако концепция спортизации
не учитывает, что применение высоких спортивных технологий оправдано
лишь на базе многолетней интенсивной подготовки физически и психически
наиболее развитых людей, причем лишь в строго определенном возрасте (см.
онтокинезиологические таблицы). Кроме того, спортивная нагрузка, вернее
Стр.4
5
перенагрузка не мене опасна для здоровья, чем физическая инертность, так
как стимулирует развитие и рецидивы наследственных и
благоприобретенных хронических заболеваний, приводит к существенным
социально-психическим и интеллектуально-духовным деформациям
личности, сопровождается многочисленными физическими и психическими
травмами разной тяжести, затрудняет и ограничивает социализацию
личности.
Вместе с тем, спорт исторически неотделим от физического воспитания
(хотя бы на современной стадии развития), плавно вошел своими частями,
видами в учебные курсы по физической культуре, с чем также приходится
считаться при создании и обеспечении системы физической активности
населения, единственно способной сохранить здоровье и
онтокинезиологический потенциал нации.
Комплексное научное обоснование системы физической активности
детерминировано структурой личности и включает следующие научнодисциплинарные
подходы: философско-социологический, педагогический,
психологический, медико-профилактический, морфофункциональный,
физиологический.
На основе комплексного научного обоснования и половозрастного
учета оптимальных параметров физической активности россиян следует
разработать систему всеобщего и непрерывного физического (телеснодвигательного)
воспитания, предусмотреть условия ее практического
внедрения и систему обратной связи или контроля эффективности.
Актуальность темы исследования
Актуальность проблемы «введения в строй» системы всеобщего и
непрерывного физического воспитания определяется противоречием между
ее все более острой необходимостью и чередой неудачных попыток ее
создания как в нашей стране, так и за рубежом. В качестве главных причин
неудачи в создании подобной системы следует назвать следующее:
Стр.5
6
- отсутствие реального, подкрепленного должным финансированием,
кадровым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением
государственного или хотя бы регионального заказа на такую
широкомасштабную системную работу;
-
существование определяющей абстрактно-гуманистической
спортивно-целевой ориентации физического воспитания, подменяющей
общефизические комплексы телесно-двигательной производственно и
функционально обоснованной активности многовидовой спортивной
деятельностью. При этом комплексное психофизиологическое влияние
разных видов спортивной деятельности на среднестатистическую личность
изучено очень плохо, в основном в плане программы и динамики
совершенствования спортивных результатов;
- острая нехватка профильных специалистов по физической культуре и
ученых, занятых исследованиями в области спортивной психологии,
социологии, медицины, физиологии, педагогики, слабое материальнотехническое
обеспечение их работы. Как следствие – несогласованность и
отсутствие достоверных измерительных шкал, научно обоснованных норм и
нормативов, определяющих среднестатистические показания здоровья;
Плохая и неполная диагностика заболеваний, связанная с симуляцией
молодежи, не желающей служить в армии и диссимуляцией спортсменов,
боящихся потерять спорт как работу, людей, рассчитывающих путем
симуляции и диссимуляции получать страховку и другие бонусы;
- стремление властей направить политику поощрения активного образа
жизни населения в область внешних и личных ресурсов, не увеличивая, а
наоборот, снижая бюджетные затраты на подобную программу. Как одна из
общепринятых разновидностей указанной политики
снижения
государственных затрат – доминирующая ориентация на использование и так
финансируемых видов спорта.
Отметим, что ни в одной стране мира в последние три – четыре
десятилетия спортивная ориентация в решении проблемы не помогла, а лишь
Стр.6
7
способствовала, по признанию официальных международных источников
типа резолюций комиссий ЮНЕСКО, вовлечению физического воспитания в
полосу затянувшегося и углубляющегося кризиса.
О необходимости создания общероссийской системы всеобщего и
непрерывного физического воспитания свидетельствует и анализ эволюции
нашего отечественного программного обеспечения физического воспитания с
1918 года до начала 1990-ых годов. Данный анализ явственно показывает
актуальность тесной связи указанного программного обеспечения не с
аспектом спортизации, а с военно-политическим и производственноэкономическим
аспектом. Тенденция спортизации физического воспитания
проникает с 30-ых годов в образовательные программы с целью поддержать
развитие спорта, в частности, обеспечить массовый контингент. Таким
образом, физическая культура используется как механизм развития
массового спорта, наполнения спортшкол, а не наоборот.
Точно также элемент здоровье сбережения попадает в программы по
физической культуре строго конкретно-исторически, исходя из целевой
ориентации на решение задачи восстановления и укрепления здоровья детей,
подорванного войной 1941 – 1945 гг.
Наконец, о необходимости создания системы всеобщего и
непрерывного физического воспитания свидетельствует исторический анализ
этой сферы, начиная с Древней Греции и Рима, где она занимала важнейшее,
ничем не заменимое место, выполняя роль не только механизма подготовки
военно-гражданского резерва, но и основного канала социальной культурной
преемственности, кстати, полностью разведенного со спортом по разным
полосам общественной деятельности.
Цель работы
Создание и научное обоснование программы разработки
дифференцированной половозрастной системы комплексов телеснодвигательной
(психофизической) активности, системных рекомендаций по ее
Стр.7