В работе раскрываются: нормативные и научно-организационные основы здоровьесбережения обучающихся, основные направления организации здоровьесберегающего образовательного процесса, здоровьесберегающие аспекты занятий различными видами искусства и двигательной активностью, основы здоровьесберегающей педагогики в отношении детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья, мониторинг здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. <...> 33 1.4 Ценностный потенциал предмета ОБЖ в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся …………………… 49 ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1 Гигиена образовательного процесса как необходимое условие сохранения и укрепления физического здоровья ………………………… 65 2.2 Отклонения и коррекция психического здоровья обучающихся …… 81 2.3 Среда как фактор поддержания социального здоровья ……………… 88 2.4 Нравственное здоровье …………………………………………………. <...> 104 2.5 Ценностные ориентации обучающихся в области здоровьесбережения как стратегический ориентир формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ………………………… 113 2.6 Система требований к здоровьесберегающему образовательному процессу ……………………………………………………………………. <...> 126 2.7 Первичная позитивная профилактика употребления обучающимися психоактивных веществ …………………………………………………… 132 ГЛАВА III ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ 3.1 Здоровьесберегающие аспекты художественно-прикладного изобразительного искусства ……………………………… <...>
ПЕДАГОГИКА_ЗДОРОВЬЯ.pdf
УДК 372.016:614
ББК 74.2/68.9:70
А 39
Авторы:
Л.А. Акимова, Е.М. Голикова, Н.В. Сократов, П.П. Тиссен
Рецензенты:
С.С. Коровин, доктор педагогических наук, профессор
А.А. Сафронов, доктор медицинских наук, профессор
Акимова Л.А.
А 39
Педагогика здоровья: монография / Л.А. Акимова, Е.М. Голикова,
Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. – Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2013.
-428 с.
ISBN 978-5-905383-21-2
Монография посвящена изучению актуальной проблемы современности – сохранению
здоровья, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Особое внимание уделяется вопросам здоровьесбережения, социальной адаптации детей и
молодежи с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической
культуры. В работе раскрываются: нормативные и научно-организационные основы
здоровьесбережения
обучающихся,
основные направления
организации
здоровьесберегающего образовательного процесса, здоровьесберегающие аспекты занятий
различными видами искусства и двигательной активностью, основы здоровьесберегающей
педагогики в отношении детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья,
мониторинг здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Монография содержит список необходимой литературы. В приложениях представлены
материалы для диагностики здоровья, компонентов культуры здорового и безопасного
образа жизни. Книга адресована учителям школ, преподавателям высших учебных
заведений, педагогам дополнительного образования, тренерам, студентам педагогических
вузов, а также всем, кто интересуется проблемой обеспечения и обучения школьников
здоровесбережению и безопасности жизнедеятельности.
монография издана за счет средств областного гранта в сфере научной и научнотехнической
деятельности 2013г.
ISBN 978-5-905383-21-2
УДК 372.016:614
ББК 74.2/68.9:70
© Л.А. Акимова, Е.М. Голикова,
Н.В. Сократов, П.П. Тиссен, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 5
ГЛАВА I НОРМАТИВНЫЕ И НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Здоровье как социокультурный феномен……………………………… 8
1.2 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся как приоритет государственной образовательной
политики ……………………………………………………………………. 13
1.3 Содержание деятельности образовательного учреждения по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся ……………………………………………………………….. 33
1.4 Ценностный потенциал предмета ОБЖ в формировании культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся …………………… 49
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Гигиена образовательного процесса как необходимое условие
сохранения и укрепления физического здоровья ………………………… 65
2.2 Отклонения и коррекция психического здоровья обучающихся …… 81
2.3 Среда как фактор поддержания социального здоровья ……………… 88
2.4 Нравственное здоровье …………………………………………………. 104
2.5 Ценностные ориентации обучающихся в области
здоровьесбережения как стратегический ориентир формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни ………………………… 113
2.6 Система требований к здоровьесберегающему образовательному
процессу …………………………………………………………………….. 126
2.7 Первичная позитивная профилактика употребления обучающимися
психоактивных веществ …………………………………………………… 132
ГЛАВА III ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ
РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА И ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТЬЮ
3.1 Здоровьесберегающие аспекты художественно-прикладного
изобразительного искусства ……………………………………………….. 166
3.2 Здоровьесберегающие аспекты музыкального искусства …………… 172
3.3 Здоровьесберегающее обеспечение занятий различными видами
движений (спорт, хореография, аэробика) ……………………………….. 184
3.4 Сохранение и коррекция здоровья в учреждениях дополнительного
образования детей ………………………………………………………….. 190
3
Стр.3