П. крадина, собранные им в книге под названием «харбин — русская атлантида». автор пишет о памятниках русского церковного зодчества харбина и других культовых сооружениях, оставшихся или существующих уже только на фотографиях и полотнах художников. он пишет о целом ряде интереснейших харбинских зданий (Железнодорожном собрании, «модерне», отелях, в том числе построенных и в «японском духе», магазинах Чурина и мацууры), давая, что наиболее ценно, их историко-архитектурное описание. он пишет о самых известных русских инженерах и архитекторах, представляя данные о их жизни и профессиональной деятельности (Жданове, тустановском, свиридове, левтееве, обломиевском и др.). достоинством книги является несомненная валидность всех сведений, представляемых автором (он не только сам посетил харбин и другие города, но и трудился в российских архивах, скрупулезно собирая сведения). убедительность излагаемого подкрепляют иллюстрации — репродукции фотографий существующего, а также ныне — увы! — исчезнувшего. несомненно, книга профессора н. <...> Елена Таскина, г. Москва 4 введение немногим более ста лет назад, в 1898 году, в маньчжурии был заложен российский форпост, ставший сегодня городом с многомиллионным населением. история харбина — до конца еще не изученный феномен градостроительной практики. возникший 40 лет спустя после основания хабаровска и владивостока, сегодня харбин по количеству населения опережает оба города многократно. наиболее стремительно вырос он за последние несколько десятилетий. в этот период кардинально изменился и архитектурный облик харбина. сегодня многомиллионный, но уже китайский харбин стал совершенно другим. однако «русский дух» в нем все еще присутствует. его пытаются сохранить, и наверняка из меркантильных соображений, чтобы привлечь как можно больше туристов из разных стран, прежде всего — из России. уже взяты под охрану государства более 200 памятников архитектуры <...>
Харбин_—_русская_Атлантида.pdf
удк 72.03(518)
ББк íî(5-Ð)
ê77
Рукопись книги подготовлена при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (ïðîåêò ¹ 00-04-00275à)
и Пре зи дентского ãðàíòà-2000.
обследование памятников архитектуры харбина в 2001 г. проводилось
при поддержке «Heiwa Nokajima Foundation» (Яïîíèÿ).
спонсор издания — хабаровское краевое отделение все рос сийс кого
общества охраны памятников истории и культуры.
ê77
крадин н.П.
харбин — русская атлантида. — хабаровск: издатель хворов а.Ю.,
2001. — 352 ñ., 291 èë.
ISBN 5-901725-01-8
в книге рассматриваются малоизвестные страницы развития
русской архитектуры в маньчжурии периода строительства
и функционирования китайско-восточной железной дороги.
исследуются характер и стилистические особенности русских
построек, творчество российских архитекторов, церковное
православное зодчество, судьба и деятельность выходцев из России
в период их эмиграции.
судьбы россиян — архитекторов и инженеров, художников
и священников — показаны автором в общей мозаике картины
эмиграции, представленной им как русская атлантида.
удк 72.03(518)
ББк íî(5-Ð)
© крадин í.Ï., 2001
© хворов à.Þ., оформление, 2001
Стр.4
Харбин — русская Атлантида
Содержание
Предисловие ________________________________ 3
Введение ___________________________________ 5
КВЖД – дорога к Тихому океану ______________11
Районы и поселки Харбина __________________ 23
Период Великого Харбина ___________________ 65
Православный колорит Харбина _____________ 83
Художники _______________________________ 137
Зодчие Харбина ___________________________ 167
Памятники архитектуры _________________ 229
Заключение _______________________________ 319
Resume __________________________________ 322
Условные сокращения ________________________327
Примечание ______________________________ 328
Литература ______________________________ 337
Именной указатель _________________________ 341
348
Стр.350