Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

0   0
Первый авторБольшедворская Вера Камельевна
ИздательствоИздательство "Мегапринт"
Страниц337
ID279365
АннотацияВ монографии рассматриваются теоретические основы бизнес-планирования, как одного из направлений стратегического планирования, обобщен опыт развития бизнес-планирования в зарубежных странах и в ряде регионов Российской Федерации. Уточнены понятия стратегического планирования и бизнес-планирования. Выявлены отраслевые особенности бизнес-планирования, что позволит повысить его качество. Предложены подходы разработки бизнес-плана отдельных предприятий агропромышленного комплекса. Дана оценка роли стратегического планирования для развития агропромышленных предприятий на перспективу.
Кому рекомендованоМонография предназначена для студентов и аспирантов экономических специальностей, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами стратегического планирования.
ISBN978-5-7424-0992-1
Большедворская, В. К. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ / В. К. Большедворская .— Иркутск : Издательство "Мегапринт", 2009 .— 337 с. : ил. — ISBN 978-5-7424-0992-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/279365 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Одним из основных направлений стратегического планирования является разработка и реализация бизнес-планов. <...> Бизнес-план (Б-П) представляет собой комплексный план развития любого хозяйственного субъекта и служит наряду с отчетными и финансовыми документами главным основанием инвестиций [15,c. <...> Б-П – это подробный рекламный проект, предназначенный для профессионалов и выполненный на профессиональном языке. <...> Цель составления Б-П – в первую очередь, дать руководству компании наиболее полную картину положения фирмы и возможности ее развития. <...> Основные требования к резюме: простота и лаконичность изложения; минимум специальных терминов; основные характеристики продукции; основные финансовые результаты: прогнозируемые объемы продаж на ближайшие 2-3 года, объем инвестиций, затраты на производство, валовая прибыль, уровень рентабельности и срок окупаемости. <...> Поскольку все фирмы разные, невозможно дать детальные рекомендации по разработке Б-П для любой фирмы. <...> Перед разработкой Б-П необходимо изучить следующие вопросы. <...> В этой связи Б-П представляет собой подробное описание всех хозяйственных действий (операций), где объективно рассчитаны все виды необходимых ресурсов, а также реальные способы реализации конкретных заданий для достижения поставленных целей. <...> В мировом сообществе процесс трансформации взгляда на свою деятельность с этой точки зрения начался несколько десятилетий назад, примерно с начала 50-х годов, когда так называемое производственное мышление преобразовалось в рыночное. <...> Прежде всего отметим, что конъюнктурные исследования на всех уровнях и во всех звеньях являются базой для моделирования, прогнозирования, стратегического планирования, разработки Б-П. <...> Для разработки системы планирования – как стратегического, так и Б-П – очень важна классификация конъюнктурообразующих факторов (КОФ). <...> В рамках сегментации рынка применяются понятия «целевой рынок», «рыночная ниша», «рыночное <...>
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ_ПЛАНИРОВАНИЕ_В__АГРОПРОМЫШЛЕННОМ_ПРОИЗВОДСТВЕ.pdf
Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ Департамент научно-технологической политики и образования Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма В.К. Большедворская СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Иркутск 2009
Стр.1
УДК 631.153 ББК 65.9 (2Рос) 32-2131 Б 799 Печатается по решению Методического совета Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (в г. Иркутске) Рецензенты: д.э.н., профессор В.М. Рыков д.п.н., профессор С.Ю. Тюленьков Большедворская В.К. Стратегическое планирование в агропромышленном производстве. - Иркутск: Изд-во Мегапринт, 2009. – 336 с. В монографии рассматриваются теоретические основы бизнеспланирования, как одного из направлений стратегического планирования, обобщен опыт развития бизнес-планирования в зарубежных странах и в ряде регионов Российской Федерации. Уточнены понятия стратегического планирования и бизнес-планирования. Выявлены отраслевые особенности бизнеспланирования, что позволит повысить его качество. Предложены подходы разработки бизнес-плана отдельных предприятий агропромышленного комплекса. Дана оценка роли стратегического планирования для развития агропромышленных предприятий на перспективу. Монография предназначена для студентов и аспирантов экономических специальностей, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами стратегического планирования. ББК 65.9 (2Рос) 32-2131 ISBN 978-5-7424-0992-1 © Большедворская В.К., 2009. © Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2009. 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Резкое изменение экономического уклада не могло не отразиться на жизни любого их отечественных предприятий. Сложившееся положение заставляет руководство сельскохозяйственных организаций заниматься решением, в основном, текущих проблем в ущерб стратегическим целям, что лишает надежды на серьезное улучшение положения в будущем. В условиях рыночных отношений, непредсказуемости и порой непрозрачности внешней среды, обостряющейся конкуренции на продовольственных рынках и экспансии зарубежного продовольствия особую актуальность при формировании экономического механизма хозяйствования приобретают стратегическое планирование и управление. Существование российских сельскохозяйственных организаций до недавнего времени опиралось на принцип возможного планирования «завтрашнего дня» на основе сегодняшнего опыта, что мало эффективно в условиях рыночной экономики. В целях эффективного управления сельскохозяйственными организациями необходимо учитывать динамизм внешней среды, индивидуализм поведения потребителей, новые современные технологии, усиление конкуренции на агропродовольственных рынках; создавать гибкие организационные структуры управления, адекватные стратегическим направлениям деятельности, т.к. «структура следует за стратегией». Одним из механизмов, позволяющих достичь этого, является стратегическое планирование, которое помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе адекватного реагирования на изменения и вызовы внешней среды. Оценивая уровень стратегического планирования, применяемого в сельскохозяйственных организациях и органах управления АПК, следует признать, что он отвечает современной теории планирования и тем разработкам по данному вопросу, которые существуют и используются в развитиях странах мира. Такое положение с организацией планирования в основных сферах 3
Стр.3
агропромышленного комплекса, безусловно, актуализирует тему нашего исследования. Стратегическое планирование – довольно-таки новое экономическое явление, которое зародилось за рубежом не многим более 80 лет тому назад. В советский период вопросам формирования и развития комплексного социально-экономического планирования посвятили свои разработки Н.А. Аитов, М.В. Борщевский, В.А. Воротилов, Н.А. Витке, Н.В. Высочанский, А.М. Гинсбург, Н.Б. Гроссман, Г.А. Нефедов, Н.В. Петровский, И.И. Сигов, С.Д.Стрельбицкий, Г.В. Циперович, М.И Яковлев и др. В условиях современных аграрных реформ и зарождения рыночных отношений практически во всех сферах жизни Российского государства по отдельным проблемам прогнозирования и стратегического планирования в агропромышленном комплексе опубликовали свои труды: П.К. Личко, А.Ф Серков, И.Н.Буздалов, Г.М. Винокуров, П.М.Першукевич, Н.А. Планонова, Г.А. Петранева и др. Работы названных исследований в основном посвящены проблемам разработки стратегических программ и проектов на уровне федерального центра и региональных АПК. Другими словами, они решают макроэкономические задачи, связанные с разработкой механизмов стратегического планирования и управления. Как правило, их работы не содержат научно-практических рекомендаций для конкретных хозяйствующих субъектов. Ни в коей мере не умаляя достоинств опубликованных работ, на наш взгляд, требуется комплекс новых научно-исследовательских решений по выработке технологии стратегического планирования, оценке внешних угроз и возможностей, применения оптимизационно-имитационного моделирования при разработке стратегических планов и программ, созданию эффективного механизма реализации выбранных стратегий в сельскохозяйственных организациях, что и предопределило выбор темы настоящего исследования. 4
Стр.4
Основная цель работы заключается в выработке научно-методических основ и практических рекомендаций по стратегическому планированию в сельскохозяйственных организациях. В монографии изложены: экономическая сущность понятий «стратегия», «субстратегии», «стратегический план», «стратегический план сельскохозяйственной организации»; основные концепции стратегического планирования и управления и проведение их сравнительного анализа; экспертная оценка применяемого инструментария для разработки стратегических и бизнеспланов аграрном секторе экономики; классификация стратегических программ и бизнес-планов; методика оценки внешних опасностей и возможностей для сельскохозяйственной организации при стратегическом планировании; методические подходы и алгоритм разработки бизнес-планов сельскохозяйственных организаций с учетом их экономических интересов. 5
Стр.5