Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Содержание и особенности проведения занятий коррекционно-развивающей направленности с использованием средств гимнастики для дошкольников с нарушением речи (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСмирнова Е. Ю.
АвторыМедведева Е. Н.
ИздательствоВеликолукская государственная академия физической культуры и спорта
Страниц221
ID279197
АннотацияПособие содержит материал по организации и проведению занятий коррекционно-развивающей направленности с дошкольниками, имеющими речевое нарушение. В пособии представлена конкретная и аргументированная информация о воздействии средств и методов гимнастики на формирование речедвигательной сферы дошкольников с патологией речи.
Кому рекомендованоУчебно-методическое пособие разработано и предназначено для студентов вузов физической культуры обучающихся по направлениям 034300 (Физическая культура) и 034400 (Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) заочной и индивидуальной формы обучения, а также для специалистов данного профиля.
ISBN978-5-350-00284-3
УДК376-056.264
ББК74.100.54
Смирнова, Е.Ю. Содержание и особенности проведения занятий коррекционно-развивающей направленности с использованием средств гимнастики для дошкольников с нарушением речи : учеб.-метод. пособие / Е.Н. Медведева; Е.Ю. Смирнова .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2013 .— 221 с. : ил. — ISBN 978-5-350-00284-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/279197 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Смирнова, Е.Н. Медведева СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Учебно-методическое пособие Великие Луки, 2013 Смирнова Е.Ю., Медведева Е.Н. <...> Моторные нарушения у детей дошкольного возраста с нарушением речи . <...> С точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. <...> Предмет и задачи логопедии Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. <...> Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. <...> Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи». <...> Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. <...> Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. <...> Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения. <...> 8 В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. <...> Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. <...> Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. <...> Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением <...>
__Содержание_и_особенности_проведения_занятий_коррекционно-развивающей_направленности_с_использованием_средств_гимнастики_для_дошкольников_с_нарушением_речи.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Е.Ю. Смирнова, Е.Н. Медведева СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Учебно-методическое пособие Великие Луки, 2013
Стр.1
Смирнова Е.Ю., Медведева Е.Н. Содержание и особенности проведения занятий коррекционно-развивающей направленности с использованием средств гимнастики для дошкольников с нарушением речи. – Великие Луки: Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «ВЛГАФК», 2013. - 160 с. Рецензенты: профессор кафедры теории и методики физической культуры и педагогики Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, доктор пед. наук, кандидат биологических наук Спирин В.К., заместитель начальника Управления образования Администрации г. Великие Луки Репях И.Ю., доцент кафедры теории и методики гимнастики Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, канд. пед. наук, доцент Стрелецкая Ю.В. Редакторы: Учебно-методическое пособие утверждено на заседании редакционноиздательского совета ВЛГАФК (протокол заседания №11 от 28.05. 2013г.) Учебно-методическое пособие разработано и предназначено для студентов вузов физической культуры обучающихся по направлениям 034300 (Физическая культура) и 034400 (Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) заочной и индивидуальной формы обучения, а также для специалистов данного профиля. Пособие содержит материал по организации и проведению занятий коррекционно-развивающей направленности с дошкольниками, имеющими речевое нарушение. В пособии представлена конкретная и аргументированная информация о воздействии средств и методов гимнастики на формирование речедвигательной сферы дошкольников с патологией речи. 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 5 ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ........................................................................................................................ 7 1.1.Предмет и задачи логопедии……………………………………………..7 1.2. Этиология нарушений речи .................................................................... 15 1.3. Характеристика детей с нарушением речи ......................................... 28 ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ...... 41 2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи ..................................................................................................................... 41 2.2. Моторные нарушения у детей дошкольного возраста с нарушением речи ..................................................................................................................... 46 III. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГЛАВА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ........................................ 55 3.1. Программа коррекционно-развивающей физической культуры .. 55 3.2. Структура и содержание занятий коррекционно-развивающей направленности с дошкольниками с нарушением речи ......................... 59 3.3. Методика применения средств коррекционно-развивающей направленности ................................................................................................ 63 3.3.1. Строевые упражнения ....................................................................... 64 3.3.2. Передвижения: ходьба, бег, прыжки .............................................. 68 3.3.3.Общеразвивающие упражнения ...................................................... 72 3.3.4. Дыхательная гимнастика ................................................................. 75 3.3.5. Упражнения на расслабление ........................................................ 89 3.3.6. Упражнения для развития мелкой моторики руки .................... 90 3.3.7. Элементы художественной гимнастики и хореографии ............ 95 3.3.8. Нетрадиционные виды гимнастики (элементы хатха-йоги) ..... 98 3.3.9. Музыкально-ритмические игры и композиции .......................... 99 3
Стр.3
3.3.10.Звукоречевая гимнастика ............................................................. 103 3.4. Основные методы и методические приемы обучения, коррекции и развития. .......................................................................................................... 104 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................... 108 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .............................................................................................. 112 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .............................................................................................. 121 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 .............................................................................................. 122 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 .............................................................................................. 123 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 .............................................................................................. 125 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 .............................................................................................. 126 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 .............................................................................................. 138 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 .............................................................................................. 147 ПРИЛОЖЕНИЕ 9 .............................................................................................. 150 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ............................................................................................ 161 ПРИЛОЖЕНИЕ 11 ............................................................................................ 167 ПРИЛОЖЕНИЕ 12 ............................................................................................ 174 ПРИЛОЖЕНИЕ 13 ............................................................................................ 184 ПРИЛОЖЕНИЕ 14 ............................................................................................ 188 ПРИЛОЖЕНИЕ 15 ............................................................................................ 191 ГЛОССАРИЙ ..................................................................................................... 195 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Вопрос коррекции речевых нарушений у дошкольников встает с каждым годом все острее. Это связано и с ухудшением экологического состояния природы, качества продуктов питания и другими причинами (И.Б. Карелина, 2000). С точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. Оно может быть вызвано подражанием неправильному двигательному образцу, поражением моторных центров или путей, функциональной недостаточностью нервной системы или психическим торможением (Г.А.. Волкова, 2002). Неспособность к нормальной речевой деятельности является функциональным нарушением тонкой моторики. Кроме того, наблюдаются и нарушения грубой моторики. Задержка общего развития и нарушения грубой моторики проявляются как в речевом, так и в моторном развитии. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения и в процессе направленной коррекции. Результаты не достигаются в полном объеме, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психофизических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов. Проблемы поиска эффективных здоровьесберегающих и коррекционных технологий остаются актуальными и для дошкольного учреждения, и для муниципального и регионального управления образованием. 5
Стр.5