ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Алеева С. Г., 2014 ЖАНР ОПЕРЫ-МИСТЕРИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ ВЕКА Статья посвящена проблеме индивидуального преломления жанра оперы-мистерии в отечественных музыкально-театральных опусах последних десятилетий ХХ века, появлению современных модификаций оперы-мистерии. <...> Жанр оперы-мистерии — отнюдь не новое явление на европейской музыкально-театральной сцене. <...> С момента своего появления в конце XVI века собственно опера активно использовала отдельные «наработки» средневековых площадных мистерий (священных представлений на мифологические, легендарные, религиозные сюжеты). <...> Исследователи отмечают, что опера уже «по своей сути мистериальна и непрерывно несёт в себе "память жанра", являясь частью эволюции древнейшего мифологического театра египетских мистерий, которые, как феникс, возобновляются то в варианте греческой трагедии, то в средневековой мистерии, то в вариантах оперы XVII–XIХ веков, то в полижанровых сочинениях новой мистерии ХХ века — всегда с сохранением основных родовых признаков… при этом налицо постоянное смыкание светских и сакральных традиций и жанров, всё новое их синтезирование и каждый раз неповторимое проживание в мифологическом поле» [1, с. <...> Опера-мистерия наследует от своей средневековой предшественницы особенности содержания, элементы многоуровневого оформления, порой нарочитую языковую разнородность и стремление к натуралистической эффектности. <...> От своей более древней тезки (египетских, древнегреческих мистерий) — достаточно сложную систему символов и, как следствие, более замкнутый, эзотерический характер. <...> Напомним, что исторически в европейской традиции оформились и по сей день частично функционируют три типа мистериальных циклов, имеющие каждый свою сюжетную основу, драматургию, устойчивую систему мотивов, а именно: 1) «Ветхозаветный» цикл мистерий, основанный на библейских легендах о сотворении <...>