А.ХАРЛАМПИЕВ
физкультуры и домов Красной армии
ОГИЗ-ФИЗКУЛЬТУРА И ТУРИЗМ
МОСКВА
1932
ЛЕНИНГРАД
Обложка работы худ. В. А. Филиппова.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение .............
Изучение движений для ударов
Изучение приемов с противником
Атака ..............
Близкие позиции ........
Постановка удара .........
Подготовка к матчу .......
Тактика и стратегия ......
Правила бокса ..........
Советы молодым судьям .....
Советы секундантам ........
ВВЕДЕНИЕ
Занятия боксом.
Каждый руководитель физподготовки, проводящий занятия по боксу, должен знать, что
бокс есть средство подготовки к труду и обороне. Инструктор должен явиться организатором
тех условий обстановки и режима, которые пробудят в массе инициативу и самодеятельность.
Пользуясь теми или иными средствами, в данном случае боксом, он должен настолько
хорошо владеть своим предметом, чтобы каждый из занимающихся легко мог находить у
него ответ на любой возникающий вопрос. Не владея практическим опытом и знаниями,
руководитель будет держать класс в пассивном состоянии и давать занимающимся не то, в
чем у них возникнет потребность. Руководитель должен твердо помнить, что занимающиеся
должны быть активны, руководить этой активностью и обслужить класс опытом и знанием.
Инструктор должен апеллировать к сознанию, объяснять и доказывать, почему нужно
так, а не иначе. Дисциплина, порядок и плановость в занятиях должны быть усвоены
полностью и не вызывать ни в ком сомнений. Перед началом занятий необходимо провести
собрание и ввести в курс занимающихся, чтобы всем стало ясно, что и как будет проводиться,
чтобы план был не только принят инструктором, но чтобы он стал планом всей группы,
чтобы вся группа следила за ним.
План должен проводиться с самой строгой точностью, руководитель должен во всем
давать пример четкости и исполнительности, и у него не должно быть в этом отношении
никаких упущений, никаких ссылок на объективные обстоятельства.
Каждый урок должен проводиться очень внимательно; занятия должны быть
разнообразны и интересны по содержанию. Должны быть рассчитаны моменты отдыха или
55.838 печ. зн.
ШКОЛА БОКСА
Опыт методического пособия по групповому обучению боксу для секций коллективов
Стр.1
перестроений и создан ровный темп хода занятий. К каждому занятию руководитель должен
приготовить разговоры с классом, короткие рассказы, советы и т. д.
Как проводятся занятия боксом.
Нормальный урок обычно складывается из: 1) подготовительных упражнений, 2) атлетики, 3)
игр.
В отдел атлетики входят прикладные упражнения и бокс.
Урок физподготовки бойца является комплексным занятием, которое составляется
следующим образом:
1. Подготовительные упражнения.
2. Специальные: ползание, лазание, метание, бег и т. д.
3. Боевые упражнения.
4. Штыковой и рукопашный бой.
5. Игры.
В отдел боевых упражнений входит и бокс.
Секционные занятия могут быть построены следующим образом:
1. Забавы в классе (пока все соберутся) в течение 5 мин., игры в мяч, набрасывание
колец, метание в цель.
2. Выстраивание в одну шеренгу, несколько поворотов или других движений для
усиления внимания.
3. Подготовительные упражнения - различные виды ходьбы и бега с ударами и
гимнастика на ходу.
4. Упражнения в гибкости суставов и мышц. Гимнастика лежа, сидя и стоя, без снарядов
или со снарядами.
5. Упражнения в ловкости: прыжки, акробатические упражнения, бег, элементы танца и
ходьба.
6. Упражнения на быстроту.
7. Повторение старых приемов и изучение новых (всей группой) под команду без
перчаток с ускорением темпа.
8. Упражнения в ловкости, подвижности и координации движений; веревочка,
9. Изучение атаки - стремительность. Бой с тенью, приемы прошлых и данного урока.
10. Одевание перчаток. Разделение на группы по 4 человека и самостоятельное изучение
приемов с партнером. Тренировка приемов то с одним, то с другим, то с третьим партнером.
11. Снаряды: груша обыкновенная, груша с песком мешок и др.
12. Укрепление устойчивости и подвижности - легкое подталкивание партнера для
выведения его из равновесия.
13. Боксерские игры: ирландский гандбол, тезербол, линейные соревнования, охота на
уток, плей-граундбол и другие.
14 По;троение, как в начале урока, и уход с занятий.
15. Теплый душ и самомассаж.
По каждому из первых 15 пунктов нужно выбрать упражнения так, чтобы на каждом
уроке они были по возможности новыми и не надоели скучным и монотонным повторением.
В отделе 7 для каждого урока берется последовательно такое количество приемов,
которое группа легко, без всякого усилия, может усвоить и практически ими овладеть.
Стр.2
Пройденные приемы повторяются на последующих уроках до тех пор, пока они, твердо
усвоенные, не лягут прочно в основу всей техники боксера.
В проведении занятий необходимо базироваться на показе и подражании, т. е. усвоении
опыта других товарищей. Показ требует длительной работы над собой инструктора, а
подражание - времени для усвоения способности пользоваться опытом передовых, поэтому
не следует впадать в отчаяние и падать духом, когда на первых занятиях получается мало
похожее на то, что должно быть, - все придет само в свое время.
Неправильность выполнения зависит от слабости активного внимания, иногда от
неумения подражать, что объясняется неумением владеть телом и отсутствием координации
движений, иногда от непонимания механики движения, но в большинстве случаев от плохого
показа, который у руководителя бывает или от неуменья показывать, от неподготовленности
к показу, или же от невнимательного отношения к процессу показа.
При проведении секционных занятий боксом следует помнить, что бокс, в силу своего
происхождения от кулачного боя, может создать при неправильном ведении работы
настроение, атмосферу цинизма и бахвальства. Памятуя это, руководитель должен зорко
следить за возникновением этих тенденций и прекращать их в зародыше, для чего он должен
давать тон простого, здорового физкультурного и общекультурного поведения молодежи.
Занятия следует проводить в закрытом классе, не допускать праздных зрителей и гастролеров
«потренироваться».
Распределение обучения по периодам.
Первый период. Цель: обучение движениям и освобождение движений от торможения
мышц-антагонистов.
1. Ходьба обыкновенная, задом, боком, влево и вправо.
2. Упражнения на ходу.
3. Упражнения лежа, сидя, стоя.
4. Упражнения с ускорением движений.
5. Веревочка.
6. Атака на воображаемого противника.
7. Игры линейные с передачей и переброской.
8. Душ и самомассаж.
Второй период. Цель: раскрепощение движений - легкость движений.
1. Ходьба всех видов.
2. Бег и легкие прыжки.
3. Упражнения на ходу.
4. Упражнения лежа, сидя и стоя.
5. Метание и ловля.
6. Танцевальные шаги.
7. Упражнения с ускорением движений ног.
8. Веревочка.
9. Атака на воображаемого противника.
10. Игры с метанием и ловлей, «охота на уток» и др.
11. Душ и самомассаж.
Третий период. Цель: приучить к упражнениям с партнером.
1. Ходьба и бег всех видов парами.
2. Удары на ходу и на бегу, обычным способом и задом.
3. Сопротивления.
Стр.3