От составителя
Содержание
Сегодня сложилось определенное представление о ГорьОт
составителя……………………………………………. 4
«УДАЧИ И ПОРАЖЕНИЯ М. ГОРЬКОГО»: материалы
Круглого стола в литературном клубе «Диалог»
Иващенко О. С. Вступительное слово …………………... 9
Кулиш Ж. В. Периоды творчества писателя………………. 10
Медведева Н. М. «Наставник Человеков на земле»……… 14
Гулин В. И. Горький и Власть ……………………………... 16
Абрамов И. А. Религиозные искания М. Горького……….. 20
Улановский М. К. Человек ………………………………… 23
Чернявская И. Н. Песня молодого цыгана………………... 24
Дюгаева Т. М. Мое прочтение М. Горького………………. 25
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА:
СЦЕНАРИИ
Медведева Н .М. «Наставник Человеков на земле»: литературно-музыкальная
композиция……………………….. 27
Казимирова Л. К., Иващенко О. С. «Певец человеческой
красоты»: театрализованный литературно-музыкальный
вечер……………………………………………………….. 40
ком, по мнению многих современных исследователей, ложное
и далекое от истины. Аркадий Ваксберг в книге «Гибель буревестника»
пишет: «После смерти Горького 18 июня 1936
года какое-то время о нем писали газеты – как о человеке, а не
гениальном художнике слова. Люди из ближайшего его окружения
делились воспоминаниями о последних днях. Постепенно
реальный Горький, хотя бы и в роли жертвы «врачейубийц»,
незаметно исчезнет из книг и газет. Он станет не человеком,
а мифом, превратившись в «основоположника советской
литературы», «творца социалистического реализма»,
в великого друга Ленина и Сталина, в непримиримого врага
«врагов народа», в создателя Союза советских писателей…».
Судьба одной из самых загадочных, драматичных и противоречивых
личностей века была «обрублена, обстругана и
отполирована до отвращения», естественно вызывая, считает
Аркадий Ваксберг, стойкую неприязнь, как к самой личности
Горького, так и к сочинениям, созданным им.
Юбилей писателя дает возможность вновь говорить о
Максиме Горьком как о великом писателе XX столетия, о
мастере художественного слова. Хотя противоречивость
горьковской позиции, порой даже полная несовместимость
одних его слов и поступков с другими, на самом деле, характерных
для биографии этого сложного человека, не дает возможным
нарисовать горьковский образ писателя с каким-то
определенным знаком – положительным или отрицательным,
он гораздо глубже, интереснее, разностороннее. Ведь сама
жизнь Алексея Максимовича Пешкова была исторически содержательной,
емкой, богатой.
Родился Алексей Максимович Пешков (Максим Горький)
16 марта (28 марта по новому стилю) 1868 года в Нижнем Новгороде
в семье мещан Максима Савватиевича и Варвары Ва3
4
Стр.2
сильевны Пешковых. Отец, управляющий пароходной конторой
в Астрахани, рано умер от холеры. Мать после смерти мужа
вернулась к отцу. Алеша жил в доме деда Василия Каширина,
где царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями
матери. Находиться среди них ребенку было нелегко. Но
от детства остались светлые воспоминания о бабушке Акулине
Ивановне. Бабушка рассказывала внуку сказки, учила любить
природу, прививала ему любовь к народной музыке, вселяла в
него веру в счастье. Шести лет Алеша под руководством деда
освоил церковно-славянскую грамоту, затем гражданскую печать.
Обучался в слободском училище, за 3-й класс сдал экзамены
экстерном, получив похвальный лист. После смерти матери,
когда Алеше исполнилось 11 лет, дед отправил его «в
люди», где ему пришлось несладко: «мальчик» при магазине
модной обуви, посудник на пароходе, продавец в иконной лавке,
работник в иконописной мастерской, десятник на строительстве
ярмарки, статист в ярмарочном театре. Несмотря на
нелегкую жизнь, Алеша очень много, с жадностью читал. Сначала
все, что попадалась под руку, позже открыл для себя русскую
классику, книги по искусству и философии. В 1884 году
Алексей едет в Казань, мечтая о занятиях в университете, но
учиться ему не пришлось: жить было не на что. Будущий писатель
проходил свой университет на пристанях, в ночлежках, в
студенческих нелегальных кружках, где читали Чернышевского
и Маркса, работал садовником, дворником, подручным пекаря.
Поддерживало и воспитывало юношу в трудные для него
годы чтение. Его внимание привлекли философские труды
А. Шопенгауэра, книги по естествознанию, в частности, «Рефлексы
головного мозга» И. М. Сеченова. Интересовала история
– труды С. М. Соловьева, В. О. Костомарова, Н. И. Ключевского,
не раз перечитывал «Историю упадка и разрушения
Римской империи» Э. Гиббона. Таким образом, имея начальное
образование, Алексей Максимович самоучкой приобрел
обширные познания, поражавшие современников.
5
Пережитое за все эти годы воплотилось в автобиографическую
трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты»
(1913–1923).
Летом 1888 года Алексей отправился на Каспий, работал
там на рыболовных промыслах. Оттуда и началось его «хождение
по Руси». Пешков исходил пешком, зарабатывая трудом
на пропитание, средние и южные области России. «Хождение
мое по Руси, – вспоминает Горький, – было вызвано не
стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть – где я
живу, что за народ вокруг меня?». Босяцкая жизнь дала собственный
жизненный опыт, яркие впечатления о людях, с которыми
Алексей встречался, что явилось основой его ранних
произведений. Первый рассказ «Макар Чудра» в сентябре
1892 года опубликовала тифлисская газета «Кавказ». Под ним
стояла подпись: «Максим Горький». Окончательно вернувшись
в октябре 1892 года в родной город, начинающий писатель
активно печатается в волжских периодических изданиях.
С 1893 года систематически начали выходить в свет художественные
произведения Максима Горького: «Челкаш», «Старуха
Изергиль», «Песня о соколе», «Хан и его сын», «Немой»,
которые принесли Горькому широкую известность. В 1900
году, когда было издано четырехтомное издание «Рассказы» и
вышли романы «Трое», «Фома Гордеев» – к писателю пришла
всероссийская литературная слава. С 1902 года Горький раскрывается
как драматург – пьесы «Мещане» (1902), «На дне»
(1902), «Дачники» (1905), «Дети Солнца» (1905), «Варвары»
(1906) и другие.
В годы революции 1905–1907 годов Горький активно помогает
большевистской партии и создает роман о революционерах
«Мать». В 1906–1913 годах живет в Италии на острове
Капри. Там созданы сатирические «Русские сказки» (1909),
романтические «Сказки об Италии» (1911–1913), повести
«Городок Окуров» (1909), «Жизнь Матвея Кожемякина»
(1910–1911) и др. После Октябрьской революции 1917 года
6
Стр.3