Шагдарова МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА филология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С.В. <...> Исторические изменения в морфемной структуре слова Словообразование как раздел науки о языке 5. <...> Словообразование ведущих частей речи Итого 4 2 2 14 4 2 2 14 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. <...> Морфемный состав слова Морфемика как учение о значимых частях слов. <...> Морфема как наименьшая единица плана выражения, соотносящаяся с планом содержания. <...> Интерфиксы и незначимые «прокладки» между производящими основами и словообразовательными аффиксами. <...> Морфемная (морфная) структура слова как упорядоченное единство его значимых элементов. <...> Морфонологические явления в русском языке Понятие о морфонологии. <...> Исторические изменения в морфемной структуре слова Переразложение. <...> Основные понятия словообразования: производное и непроизводное слово, производящее слово (производящая основа), словообразовательные средства (форманты), способы словообразования. <...> Сложение как способ образования сложных слов: чистое сложение, сложно-суффиксальный способ, аббревиация, сращение. <...> Лексико-синтаксический способ словообразования в диахронии и синхронии. <...> Словообразование ведущих частей речи Словообразование имен существительных. <...> Основа и флексия в структуре русского языка. <...> Понятие о морфемике Морфемика - это раздел языкознания, изучающий систему минимальных, далее неделимых значимых единиц языка - морфем, а также морфемную структуру слов и словоформ. <...> Задачи морфемного анализа конкретного слова заключаются в выяснении, членимо ли данное слово, в определении границ между морфемами, выявлении типа каждой из морфем и установлении функциональных связей между морфемами в рамках морфемной структуры слова. <...> Так, значение морфемы -к- выясняется в разных соединениях с другими морфемами: берез-к-а - уменьшительно-ласкательное, артист-к-а - значение женского пола, стир-к-а - значение <...>
Морфемика_и_словообразование_русского_языка.pdf
УДК 811.161.1'342.7 (075.8)
ББК 81.02я73
А 655
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
О.
О. Юрченко
кандидат филологических наук, доцент, БГУ
В.М. Егодурова
доктор филологических наук, профессор, БГУ
Андреева С.В., Шагдарова Д.Л.
А 655 Морфемика и словообразование русского языка: учебно-методическое
пособие. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского
госуниверситета, 2014. - 66 с.
Настоящее учебное пособие составлено на основании Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
образования третьего поколения, в соответствии с действующими
программами курса «Русский язык» и предназначено для бакалавров
направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование»,
профиля подготовки «Начальное образование».
© Бурятский государственный университет, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................... .....3
Обязательный минимум содержания учебного материала
по курсу..............................................................................................4
Тематический план...................................................................... ....4
Содержание дисциплины........................................................... ....4
Изложение лекционного курса................................................. .... 8
Лекция 1. Морфемика. Морфемный состав слова ........ ....8
Лекция 2. Морфонология. Морфонологические явления
........................................................................................... ....14
Лекция 3. Исторические изменения в морфемной
структуре слова...................................................................... ....19
Лекция 4. Словообразование как раздел науки о языке 24
Лекция 5. Способы словообразования ................................30
Лекция 6. Словообразование ведущих частей речи .........37
Семинарские (практические) занятия .................................... .... 48
Программа самостоятельной работы студентов................... .... 50
Учебно-методическое обеспечение дисциплины .....................53
Библиографический список ..........................................................62
65
Стр.67