Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Социология культуры (110,00 руб.)

1   0
АвторыМалашенко Татьяна Николаевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц25
ID278040
Аннотация Данное пособие представляет методическое обеспечение для изучения курса «Социология культуры». В методическом пособии раскрываются цель и задачи курса «Социология культуры», показывается его место в профессиональной подготовке социологов, формулируются требования, предъявляемые к освоению курса, даются тематический план, программа и планы семинарских занятий, список контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов, тематика докладов и курсовых работ, основные понятия, вопросы к экзамену,список основной и дополнительной литературы.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов 2 курса исторического факультета очной формы обучения, изучающих курс «Социология культуры».
Социология культуры / Т.Н. Малашенко .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 25 с. — 33 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278040 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель <...> Т.Н. Малашенко Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета ВГУ, 23 октября 2008 г., протокол № 8 Рецензент доцент кафедры философии ВГТУ В.В. <...> Глотова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> Культурологическая парадигма является одной из ведущих в современном обществознании. <...> Профессиональные знания в социокультурной проблематике составляют необходимый компонент общеобразовательной подготовки студентов-социологов. <...> В методическом пособии раскрываются цель и задачи курса «Социология культуры», показывается его место в профессиональной подготовке социологов, формулируются требования, предъявляемые к освоению курса, даются тематический план, программа и планы семинарских занятий, список контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов, тематика докладов и курсовых работ, основные понятия, вопросы к экзамену, список основной и дополнительной литературы. <...> ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель курса Целевой установкой курса является формирование у студентов целостного социологического представления о культуре как социальном явлении и её роли в человеческой жизнедеятельности, о социокультурных характеристиках современного российского общества, о роли социокультурного знания в гуманизации социального мышления и совершенствовании социальной практики. <...> Задачи курса: · сформировать у студентов представление о специфике социологического подхода к трактовке культуры через раскрытие предмета социологии культуры <...>
Социология_культуры.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Социология_культуры.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель Т.Н. Малашенко Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
Социология культуры является одной из основных специальных социологических дисциплин. Она изучает культуру как социальный феномен, ценностно-нормативный регулятор социальных систем и фактор социального развития. Культурологическая парадигма является одной из ведущих в современном обществознании. Такая постановка проблемы культуры обусловлена её ролью в жизни общества и нарастающей угрозой разрушения основополагающих духовных ценностей. Профессиональные знания в социокультурной проблематике составляют необходимый компонент общеобразовательной подготовки студентов-социологов. Данное пособие представляет методическое обеспечение для изучения курса «Социология культуры». В методическом пособии раскрываются цель и задачи курса «Социология культуры», показывается его место в профессиональной подготовке социологов, формулируются требования, предъявляемые к освоению курса, даются тематический план, программа и планы семинарских занятий, список контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов, тематика докладов и курсовых работ, основные понятия, вопросы к экзамену, список основной и дополнительной литературы. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель курса Целевой установкой курса является формирование у студентов целостного социологического представления о культуре как социальном явлении и её роли в человеческой жизнедеятельности, о социокультурных характеристиках современного российского общества, о роли социокультурного знания в гуманизации социального мышления и совершенствовании социальной практики. Задачи курса: · сформировать у студентов представление о специфике социологического подхода к трактовке культуры через раскрытие предмета социологии культуры, её теоретико-методологических оснований и ознакомление с методами социокультурных исследований; · раскрыть сущность и роль культуры как ценностнонормативной регулирующей системы жизнедеятельности личности, группы, общества; · сформировать знания о морфологии и динамике культуры, о механизмах и институтах её формирования и функционирования; · охарактеризовать уровни и типы социокультурной регуляции; дать социокультурные характеристики традиционного и современного обществ, места и роли западной культуры в процессах 3
Стр.3
ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Объект и предмет социологии культуры Сущность и предназначение культуры: природа – человек – культура. Происхождение и трактовка понятия «культура». Различия в понимании культуры как отражение многообразия ее структуры и функций. Философский, гуманитарно-культурологический и социологический подходы к изучению культуры. Отличие «вживания» понимающего культуроведения в явлениях духовной жизни от их аналитического и критического анализа в социальном знании. Определение предмета социологии культуры. Социологическое понятие культуры как социального явления и системы ценностей, норм, способов организации жизнедеятельности общества, социальных групп и личности. Основные задачи и функции социологии культуры. Изучение структуры, функций и динамики духовной культуры; многообразия и специфики проявления и функционирования различных культур в конкретно исторических условиях, характера их взаимодействия. Теоретические и эмпирические методы социокультурных исследований. Роль социокультурного знания в гуманизации социального мышления и совершенствовании социальной практики. Место социологии культуры в структуре культурологии и социологии. Тема 2. Становление социологии культуры. Основные школы и концепции культуры Ценностные и позитивистские подходы к культуре. Социологический анализ как изучение реального функционирования культурных норм, ценностей и смыслов в социальной среде. Просветительские концепции культуры (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера) и их значение для формирования учения о культуре как становлении и деятельности человека в природном и духовном мирах. Эволюционистский подход к культуре и теории прогресса XIX– XX вв. Критика эволюционизма и прогрессизма. Идеи и концепции элитаризма, креационизма, катастрофизма, культурно-исторических типов и локальных цивилизаций, диффунизма . Этнографические исследования и их значение для развития культурной антропологии. Этнологические концепции культуры Э. Тейлора, Л. Леви-Брюля, Ф. Боаса, А.Л. Кребера, А.Р. Радклифф-Брауна, Б.К. Малиновского, М. Мид, К. Леви-Строса. Культура в социологической традиции. Объективизм и культурноаналитический подход в социологии. Социокультурные концепции классической западной социологии (О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс и Ф. Эн6
Стр.6
гельс, М. Вебер, Г. Зиммель). Интегральная социокультурная концепция П. Сорокина. Структурно-функционалистическая интерпретация культуры и ее критика с позиций теории конфликта. Психоаналитические концепции культуры. Соотношение рационального и иррационального в духовной культуре. Культура и бессознательное начало человека в концепциях З. Фрейда. Культура и коллективное бессознательное в концепции К. Юнга. Феноменологический подход и символический интеракционизм в анализе связи между стимулом, знаком, мотивом и самосознанием, в интерпретации роли символики в социальном общении. Э. Кассирер о культуре как «символической вселенной». Игровые концепции культуры И.Х. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассета, Г. Гессе. Постмодернизм в социальном знании. Культурологические концепции российских мыслителей XIX–XX вв. Тема 3. Культура в системе производства и социальной регуляции Деятельностный подход к трактовке культуры. Разграничение природы и культуры как человеческой деятельности. Культурные императивы по Т. Парсонсу: адаптация к среде, познание и оценка ситуации, целеполагание и обеспечение взаимодействия общества. Многообразие видов деятельности. Предметно-практическая деятельность по созданию материальных ценностей. Разделение культуры на материальную и духовную. Деятельность и поведение. Культура как особая система регуляции деятельности и поведения. Культура как сфера духовного производства по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, обычаев, значений и представлений. Специфика духовного производства. Доминирующая роль творчества как смыслонесущего и целеполагающего аспекта культуры. Социальные факторы творчества. Репродуктивные и креативные комплексы в культуре. Самостоятельность духовного производства и его взаимодействие с хозяйственной деятельностью, социальными отношениями и политикой. Проблемы легитимности культурной деятельности. Тема 4. Морфология культуры Морфология культуры как принцип выделения и система описания форм культуры в их функционировании и развитии. Использование морфологических моделей для выявления структуры, функций, типологии и 7
Стр.7
динамики культуры. Полиморфизм культуры. Множественность подходов и критериев ее классификации. Античная модель культуры как единства Истины (науки), Добра (нравственности), Красоты (искусства). Социальные модели построения культуры. Индивидуальная (личностная), групповая (национальная, классовая, профессиональная, поло-возрастная и т. д.) и мировая культура. Специализированная и обыденная (повседневная) культура, элитарная и массовая культура. Материальная и духовная культура. Содержательные элементы духовной культуры: мифология, религия, эзотерика, художественная культура (искусство), наука, философия, идеология. Адаптивные, трансляционные, коммуникативные средства культуры: язык, образование, учреждения культуры, масс-медиа (СМИ). Субъектно-личностные компоненты культуры. Культурные формы социальной организации: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, экологическая культура, культура общения, семьи, быта, досуга. Многофункциональность культурных систем. Основные функциональные комплексы культуры: духовно-нравственный и гуманистическивоспитательный, познавательно-трансляционный, регулятивный, адаптационно-социализирующий, интегративно-коммуникационный, эстетический, праксиологический. Типология культуры. Культура, субкультура и контркультура. Культурно-исторические морфологические модели: формационная и цивилизационные. Тема 5. Динамика культуры Проблемы культурогенеза в его основных версиях: орудийнотрудовой, психоаналитической, игровой и символической. Различие подходов к объяснению динамики культуры. Универсализм и партикуляризм в трактовке многообразия культур, их развития и взаимодействия. Прогрессистская и эволюционистская парадигмы в социокультурной динамике. Принцип самостоятельности эволюции и цикличности каждой культуры в концепциях Н. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера, П. Сорокина. Типы культурной динамики: фазовый (или этапный), циклический, инверсионный. Полиморфизм культурной динамики. Соотношение устойчивости и изменений в культуре. Культурное наследие и инновация. Обогащение культуры как углубление структурной дифференциации при сохранении духовно-нравственного фундамента в культуре. Застой, деградация, упадок и кризис культуры. Социокультурные аспекты процессов реформирования, трансформации и революций. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.