Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Социология молодежи (110,00 руб.)

0   0
АвторыДьяков Анатолий Павлович
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц33
ID278039
АннотацияУчебно-методический комплекс подготовлен на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендовано Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальности «Социология»
Социология молодежи / А.П. Дьяков .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 33 с. — 33 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278039 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ Учебно-методический комплекс для студентов-социологов ВГУ Составитель: <...> 1.1. системного анализа молодежи как социально-демографической группы; 1.2 выявления ее места и роли в обществе; 1.3 определения основных путей и методов «включения» молодого поколения во все сферы социально значимой деятельности. <...> Ознакомить будущих социологов с основными методологическими подходами к изучению молодежи в отечественной и зарубежной социологии; <...> Способствовать подготовке социологов, обладающих активной гражданской позицией в условиях трансформирующегося российского общества. <...> Требования, предъявляемые к уровню освоения курса «Социология молодежи»: 3.1. <...> Освоить метод когортного анализа возрастной стратификации общества, взаимодействия и преемственности разновозрастных поколений. <...> Изучить культурно-эстетические потребности, ценностные ориентации молодежи, особенности и многообразие форм молодежной субкультуры. <...> Овладеть навыками анализа конфликтных ситуаций в молодежной среде, профилактики девиантного поведения <...> Социология молодёжи как специальная отрасль социологического знания <...> Девиантные и делинквентные проявления в образе жизни молодёжи <...> Социология молодежи как специальная отрасль социологического знания Специфика изучения молодёжи как органической части общества, объекта и субъекта социальных отношений. <...> Общеметодологический, специально-теоретический и эмпирический уровни социального познания молодёжи. <...> Основные направления изучения проблем молодежи в зарубежной и отечественной социологии: психоаналитическое, структурнофункциональное, культурологическое. <...> Социологическая традиция изучения молодёжи Проблемы молодёжи в отечественной и зарубежной социологии. <...> Кона и других известных исследователей <...>
Социология_молодежи.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Социология_молодежи.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ Учебно-методический комплекс для студентов-социологов ВГУ Составитель: А.П. Дьяков Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса – сформировать у студентов базисные основы социологических знаний молодежной проблематики, необходимых для: 1.1. системного анализа молодежи как социально-демографической группы; 1.2 выявления ее места и роли в обществе; 1.3 определения основных путей и методов «включения» молодого поколения во все сферы социально значимой деятельности. 2. Задачи курса: 2.1. Ознакомить будущих социологов с основными методологическими подходами к изучению молодежи в отечественной и зарубежной социологии; 2.2. Помочь слушателям овладеть методами самостоятельного анализа сложных процессов, происходящих в молодежной сфере; 2.3. Способствовать подготовке социологов, обладающих активной гражданской позицией в условиях трансформирующегося российского общества. 3. Требования, предъявляемые к уровню освоения курса «Социология молодежи»: 3.1. Знать содержание, проблематику курса, творчески освоить основные научные категории. 3.2. Овладеть навыками социологического анализа проблем молодежи в контексте социальных процессов, происходящих в обществе. 3.3. Знать основные социокультурные особенности и проблемы трансформации российского общества и их воздействие на молодое поколение. 3.4. Иметь представление о социологическом подходе к процессу социализации и динамике формирования личности молодого человека. 3.5. Освоить метод когортного анализа возрастной стратификации общества, взаимодействия и преемственности разновозрастных поколений. 3.6. Изучить культурно-эстетические потребности, ценностные ориентации молодежи, особенности и многообразие форм молодежной субкультуры. 3.7. Овладеть навыками анализа конфликтных ситуаций в молодежной среде, профилактики девиантного поведения 3.8. Уметь разрабатывать программы социологических исследований молодёжных проблем, использовать полученные данные в работе с молодежью. 3
Стр.3
мам. Выделение социологии молодёжи в отдельную отрасль в мировой социологии. Актуализация межпоколенных взаимоотношений в работах К. Мангейма и М. Мид. Развитие исследований молодёжи в российской социологии на волне политической «оттепели» в контексте общего возрождения социологических исследований. Ориентация социологии молодёжи в 60-е – 80-е годы на анализ диалектики социального и возрастного изменения личности в процессе социализации, место различных категорий молодежи в социальной структуре общества, на изучение отношения молодежи к труду, образованию. Внимание исследователей к проблемам молодёжной культуры и её роли в духовно-нравственном развитии личности. Создание Координационного совета по исследованию проблем молодежи при ЦК ВЛКСМ, Академии педагогических наук, Академии общественных наук, Государственного комитета народного образования СССР. Деятельность исследовательских центров и формирование научных школ в Ленинграде, Новосибирске, Свердловске и других городах. Ориентация отечественной социологии на изучение молодежных проблем в условиях формирования рыночных отношений, трансформации современного российского общества. Тема 3. Молодёжь в системе социальной стратификации общества Определение понятия «молодёжь» в социологии: многообразие подходов к нижним и верхним границам молодёжного возраста, выявлению социально-психологических особенностей молодёжного возраста, к молодому поколению как к объекту общественного воздействия и субъекту социальной деятельности. Молодёжь как социально-демографическая группа: возрастные границы, изменение социального статуса, динамика социальной мобильности в процессе взросления и освоения новых социальных ролей, повышения образования и профессиональной квалификации. Социально-групповые, демографические, профессиональные, образовательные, территориальные признаки дифференциации молодежи. Юноши и девушки города и села. Внутреннее расслоение городской и сельской молодёжи. Молодёжь учащаяся, занятая в различных сферах профессионально-трудовой деятельности, в разных формах собственности, незанятая молодежь. Молодёжь и имущественное неравенство. Бедная и богатая молодёжь. Социальное расслоение и проблемы духовно-нравственного развития молодежи. Социальная дифференциация и социальная поляризация в молодёжной среде. 6
Стр.6
Межпоколенная мобильность и её взаимодействие с процессами трансформации социальной структуры. Факторы социальной мобильности и механизмы ее регулирования. Маргинальные слои в молодежной среде: социально-экономические, политические и возрастные истоки их формирования, специфика образа жизни, многообразие девиантных проявлений в поведении этой категории молодежи. Российская молодёжь в контексте современных демографических процессов. Проблемы активизации социально-демографической политики и социальной защищенности российской молодёжи в условиях формирования рыночных отношений. Тема 4. Взаимодействие и преемственность поколений Метод когортного анализа как способ изучения возрастной стратификации общества, роли и места молодежи, преемственности поколений в передаче социокультурных ценностей, дифференциации разновозрастных поколений по различным социальным признакам. Многозначность понятия «поколения» в обществознании: демографическое (когорта), антропологическое (генерация), историческое, духовно-символическое и хронологическое. Социология молодежи о поколении как объективно складывающейся общности (когорте) людей, объединенных границами возраста, общими условиями социализации, типичными для данной общности способами жизнедеятельности. Взаимодействие и сотрудничество разновозрастных поколений, их смена и преемственность в процессе исторического развития – необходимое условие социального прогресса, постоянного воспроизводства многообразных форм общественной жизни, передачи от поколения к поколению социально-экономических и духовно-нравственных ценностей. Видные представители социологической науки (О. Конт, К. Маркс, П.А. Сорокин, К. Мангейм и др.) о последовательной смене и преемственности поколений, о необходимости творческого освоения каждым последующим поколением наследия предыдущих поколений. Истоки и сущность конфликтов «отцов» и «детей» с точки зрения генерационного (К. Мангейм), психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон), культурологического (М. Мид) подходов к анализу проблем взаимодействия и преемственности поколений. Актуализация проблемы взаимодействия и преемственности поколений в условиях трансформирующегося российского общества. Противоречия во взаимоотношениях разновозрастных поколений, связанные с перераспределением молодежи между сферами производства (материального и духовного производства, распределения и потребления); между преемственностью и новаторством молодого поколения; между традиционными 7
Стр.7
моделями воспроизводства молодежью исторического опыта и современными, отвечающими целям модернизации общества. Пути преодоления «межпоколенного разлома», обусловленного глубокими деформациями российского общества в 90-е годы XX столетия. Необходимость системного подхода к проблемам взаимодействия, сотрудничества и преемственности поколений в трансформирующемся обществе. Тема 5. Динамика формирования личности молодого человека Деятельностный подход социологии молодежи к формированию и развитию личности как субъекту социальной деятельности. Уровни детерминации, определяющие процесс становления, профессиональнотрудового, социального и духовно-нравственного развития формирующейся личности: общество (в целом), социокультурная среда, «включение» молодых людей в различные сферы жизнедеятельности, общение. Понятие возраста. Соотношение биологического, психологического и социального возрастов. Отрочество, юность и молодость как этапы социального, интеллектуального и духовно-нравственного развития личности. Возрастная динамика формирования и развития социокультурных потребностей и интересов, ценностных ориентаций личности. Дисгармония физиологического, интеллектуального, эмоциональнопсихологического и социального развития личности молодого человека. «Плюсы» и «минусы» акселерации. Негативные социально-экономические, психологические и духовно-нравственные факторы, порождающие замедленное развитие личности на стадии отрочества. «Ретроданты» – порождение общества риска, деформаций семейных отношений, нарушений экологической среды и т.п. Влияние российского аномического социума на изменение потребностей молодежи, системы мотивации жизнедеятельности, ценностных ориентаций на труд, образование, культуру, на отношение к социальным институтам. Социализация индивида как процесс формирования и развития личности. Концепции социализации молодежи в зарубежной и отечественной социологии (Т. Парсонс, Э. Эриксон, Э. Фромм, Н. Смелзер, И. Кон, А. Ковалева и др.). Социализация и самоопределение индивида как личности. Первичная и вторичная, регулируемая и стихийная социализации. Фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации. Связь процесса социализации молодежи с общением и совместной деятельностью. Референтная группа как фактор освоения формирующейся личностью социальных ценностей, норм и способов жизнедеятельности. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.