ИСТОРИЯ
(Специальность 07.00.01)
© 2013 г. О.Ю. Тарасов
УДК 913
«ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА» ВЕРХНЕГО ПРИАМУРЬЯ:
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ
МОГОЧИНСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТОПОНИМИКИ РЕГИОНА[1]
Географические названия возникают и развиваются согласно основным
историческим процессам. Формирование их тесно связано с эволюцией общественного
и экономического развития региона, поэтому корни многих названий
уходят в глубокую древность.
Оценивая зону Верхнего Приамурья, зачастую приходится оговаривать ее
границы. Часто принято считать, что Верхнее Приамурье начинается с места
слияния рек Аргуни и Шилки. Но те же эвенки, начавшие хозяйственное
освоение территории Верхнего Приамурья одними из первых, считали, что
Амур это естественное продолжение Шилкара (Шилки), поэтому целесообразно
включить нижние притоки Шилки, Аргуни в зону Верхнего Приамурья,
условно назвав их «западными воротами» на Дальний Восток. Более
того, Амазарский хребет не дает четкого разделения бассейнов Амура, Аргуни
и Шилки. Другими словами «западные ворота» – это территория современного
Могочинского района Забайкальского края. На его территории, что
еще раз подтверждает правильность выбранного термина, протекает ряд притоков
Амура: р. Кулинда, р. Япан, р. Верхний Мангалей, р. Мангалей, р.
Верхний Полосатик, р. Средний Полосатик, р. Нижний Полосатик, р. Спусковая,
3 без названия и р. Амазар [1, с. 3]. Характерно и то, что к Амуру прилегают
22 района Амурской области и Хабаровского края и лишь один (Могочинский)
Забайкальского края.
Граничащий на севере с Могочинским Тунгиро-Олекминский район относится
к бассейну Лены, и он может считаться основным миграционным
[1]
Опубликовано при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда: Проект № №1201-00370
«Топонимический аспект освоения Верхнего Примамурья».
Гуманитарные и социальные науки
2013. № 2
2
Стр.1
регионов эвенков в Якутию. Могочинский же район (и это подтверждает его
топонимика, в частности гидронимика) является древним путем миграции
прототунгусских племен на Верхний Амур и далее. Сравнительно древними
географическими названиями, имеющими наибольшее распространение на
территории Могочинского района, являются топонимы эвенкийского происхождения.
Они широко распространены в таежной зоне – в бассейнах рек Аргуни,
Шилки, Амура и их нижних притоков. Применяя «уровневый метод»
[2, с.81-88] и культурантропологическую классификацию [3] к истории освоения
тунгусоязычными племенами территорию «западных ворот» Верхнего
Приамурья, проанализируем топонимику данного региона.
Большинство названий 1-го и 2-го уровней, ориентирного и хозяйственно-ориентирного
направления, т.е. описательного характера, раскрывающего внешний
облик географического объекта и его внутреннее хозяйственное содержание.
Например: Алхея – правый приток р. Черный Урюм (от эвенкийского – хороший
южный склон, солнечный; Большой Амунджикан, левый приток р. Черный
Урюм и Правый Амунджикан (от эвенкийского «амут» – озеро, болотистое
озеро); Даван – падь и речка начинающаяся на водоразделе Амазара и Шилки (с
эвенкийского – перевал, волок); Давачичи – левый приток р. Шилка ниже Часовинки
(от эвенкийского «даван» – перевал, «чичи» – речка); Делир – правый
приток р. Итака, правого притока р. Черный Урюм (от эвенкийского «дели» –
таймень); Дес – левая составляющая р. Джапиджак, правой составляющей р.
Большая Чичатка (от эвенкийского «дес», «дес», «джес» – медь); Джелинда –
правый приток р. Шилка (с эвенкийского – тайменная река); Дыренда – правый
приток р. Черный Урюм (от эвенкийского «дырэн» – исток, начало реки); Желтомар
– правый приток р. Желтуга (от эвенкийского «желто» – горный ручей,
дно которого загромождено валунами); Нижняя Икшима – левый приток р.
Шилка (Возможно, «икши» искаженное эвенкийское «якши» – ключ, ручей);
Кавыкта – гора высотой 633 метра между Шилкой и Амазаром (от эвенкийского
«кэвэктэ» – широкая открытая поляна, покрытая свагновым мхом); Кадара –
правый приток р. Амазар (от эвенкийского «кадар» – скала, утес, скалистая
гора, хребет); Кадача – правый приток р. Могоча (с эвенкийского – подводная
скала, скала, утес, каменистая россыпь на слонах гор); Кудеча – село в Могочинском
районе (от эвенкийского «кудэ» – суша, сухой); Кудикан – левый приток
р. Шилка ниже р. Горбичанка (с эвенкийского – маленький солонец, маГуманитарные
и социальные науки
2013. № 2
3
Стр.2
ленький солончак); Кулендекен – населенный пункт на р. Белый Урюм (от
эвенкийского «кулин» – змея); Кулинда – левый приток р. Шилка выше р. Кара
(с эвенкийского как змеиная); Могоча – город и река, левый приток р. Амазар
(от эвенкийского «ма» - дерево, «го» - много, «чи» – место. Следовательно – лесистое
место); Среднее Олонгро – правый приток р. Амазар (Г.Е. Маслюков интерпетирует
с эвенкийского – бредовая, точнее «олло» – рыба, «онгро» – ловить
бреднем); Омуткан – левый приток р. Утени, левого притока р. Амазар (от эвенкийского
«амут» – озеро); Хорогочан – изба на р. Амазар ниже Могочи (от
эвенкийского «хоро» – перекат на реке); Шилка – река, составляющая Амура
(имеет эвенкийские корни, предположительно «шилки» – узкая долина, падь;
либо «шилька» – широкая река); Шуруга – река, приток Шилки (с эвенкийского
- река, по которой уходят) [1, с.16-19].
Безусловно, вся территория «западных ворот» Верхнего Приамурья активно
использовалась оленными и пешими племенами эвенков на протяжении
долгих лет до активного промышленного освоения Восточного Забайкалья.
Встречаются топонимы и 4-го уровня, которые «закрепляют» определенную
территорию за человеком или группой людей. В частности есть «именной, родовой»
(по культурантроплологической классификации) [3, с. 7] топоним Кендагиры
– местность и железнодорожная станция на р. Черный Урюм (кендигиры
– это название одного из эвенкийских родов, кочевавших в ХVII-XIX вв. в
этих местах) [1, с. 19]. Данная топонимика характеризует местность, как достаточно
обжитую и постоянно используемую и защищаемую. Возможно, род
кендагиров освоил эту территорию, а другие племена откочевали на восток и
север, как например, в соседствующий восточный район (сейчас Сковородинский
Амурской области) род улэт. Для использования биоресурсов (рыба,
копытные животные, лес и т.д.) во время кочевок нужна достаточно обширная
территория, чтобы избежать их истощения. Поэтому топонимическое фиксирование
стало одним из приемов разделения границ сосуществования.
Нередки названия 3-го уровня, т.е. сакрального, религиозного характера. Это
такие геоимена, как Итыка – местность и река, левый приток Шилки (итока, итика,
итя, ичика – слова связаны с представлениями эвенков, якутов, бурят о духе –
хозяине местности, от которых зависит, по их мнению, благополучие людей) и
аналогичное Итыкенда – левый приток р. Черная [1, с. 18]. Маловероятно, что
данные местности были весьма священными для того, чтобы быть часто посещаГуманитарные
и социальные науки
2013. № 2
4
Стр.3