`
Бжон в своем знаменитом «Органоне» говорит:
«существуют и могут существовать только два
пути к исследованию и открытию истины. <...> Один
из них быстро спешит от ощущения и подробностей
к самым общим аксиомам, и отсюда, как из принципов и их предполагаемой неоспоримой истины, 7
выводит и открывает промежуточные аксиомы. <...> Другой путь — строить свои аксиомы, непрерывно и постепенно восходя от ощущений и
частностей к конечному достижению наиболее общих аксиом, — это путь истинный, но не испытанный. <...> » По этому-то последнему пути шли биологит
новаторы семнадцатого столетия, среди которого
из мрака. этого‘ уже отдаленного для нас времени
ярко сверкают имена Мальциги, Левенгука и
Св аммердама. ' ч
У них не было никаких умозрительных теорий;
далеко они были и от широких, зачастую скорое
спелых обобщений натурфилософии, которая расцвела, в XVIII веке; если у них и было что-нибудь
«философское» в их сочинениях, то лишь деистичесное направление, которое считало главной целью
и заслугой естествознания раскрывание премудрости Творца в его созданиях. <...> Это деистическое направление нисколько не мешало строГой добросовестности исследования и неумолимой критик
других, таких же деистичеених авторов; без сомнения, в своих многотрудных работах исследователи эти руководились, прежде всего, не желанием
возвеличить Творца, а врожденной жаждой познания
истины, врожденным и неодолимым стремлением
к изучению природы. <...> ' Их скромные, чисто продуктивные обобщения
сделались прочным достоянием науки, которая обязана им и открытием множества фактов. <...> Настоящий краткий биографический очерк будет
посвящен Яну Сваммердаму. <...> Дед его, Якоб Дюрц или Дитрихсон, был уроженцем голландской деревушки Сваммердам, лежащей на Рейне между Лейденом и Верденом. <...> Он обыскивал воздух, воду, почву, сушу, поля, пастбища, нивы, луга, песчаные
холмы, берега, реки, стоячую воду, пруды, озера, колодцы, травы, кучи мусора, пещеры, населенные
места, даже потаенные <...>