Роль и формы контроля освоения базовых математических дисциплин
УДК 519.832.3
Роль и формы контроля освоения базовых
математических дисциплин в первом семестре
© В.В. Станцо
МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Обучение в первом семестре включает в себя период адаптации студента к вузовской среде. <...> Содержание и порядок проведения контрольных мероприятий должны
не только учитывать это обстоятельство, но и выполнять активную роль в процессе адаптации. <...> Оба участника — студент и преподаватель — действуют в
условиях неполной информации, что предполагает анализ взаимоотношений методами теории игр. <...> Процесс обучения следует рассматривать как неантагонистическую игру, в которой матрицы интересов студента-первокурсника и преподавателя различаются. <...> Негативные тенденции, устойчиво возникающие в этом
процессе, — проявление равновесия Нэша. <...> Процесс контроля, рассматриваемый изолированно от процесса обучения, — антагонистическая игра. <...> Возможность и полезность кооперации между студентом
и преподавателем можно учесть, рассматривая контроль в неразрывной связи с
целостным процессом обучения. <...> Путь к решению — многоступенчатость системы контрольных мероприятий, т. е. традиционная схема «типовой расчет — рубежный контроль — экзамен/зачет с теорией». <...> Вектор изменения требований: «знаю как —
знаю почему — понимаю, как узнать». <...> Среди вопросов, связанных с реформой высшего профессионального образования, стоит вопрос о формах и порядке контроля знаний
студентов на промежуточных этапах обучения, а также о правовых
последствиях этого контроля. <...> «Освоение образовательной программы (за
исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном <...>