А.А. Ширшов
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ
НАПРЯЖЕНИЙ В ПРОУШИНАХ
И БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЯХ
НА КАФЕДРЕ «ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА»
Изложены результаты исследований сотрудниками кафедры
«Прикладная механика» концентрации напряжений в проушинах и
болтовых соединениях за последние 35 лет. <...> В 1960-х годах с появлением широкофюзеляжных большегрузных самолетов остро встала проблема долговечности их планера. <...> Перспективным оказался переход от заклепочных соединений в несущих элементах конструкции планера к болтовым соединениям с
гарантированным радиальным натягом. <...> Актуальной также была проблема выносливости шарнирных соединений, широко используемых
во многих агрегатах летательных аппаратов (шасси, узлы поворота
крыла, механизмы перекоса и управления лопастями винта вертолетов и др.) <...> . В авиационной промышленности это привело к развитию
исследований различных аспектов работоспособности данных соединений и, в том числе, концентрации напряжений, которая является
одним из основных факторов, определяющих долговечность таких
соединений. <...> Н.Э. Баумана с предприятиями авиационной промышленности к таким исследованиям
подключился коллектив кафедры «Прикладная механика» (в то
время — «Динамика и прочность машин. <...> Инициаторами работ в этом направлении стали заведующий
кафедрой С.Д. Пономарев и его аспирант И.П. Сухарев, тогда сотрудник лаборатории испытаний конструкций (ЛИК) ММЗ «Опыт». <...> В дальнейшем д-р техн. наук И.П. Сухарев стал начальником ЛИК
АНТК им. <...> В монографии [1] дан подробный анализ исследований напряженного состояния в шарнирных узлах машин, в некоторых прессовых соединениях, приведена исчерпывающая библиография (до
ISSN 0236-3941. <...> 1) определение коэффициентов концентрации напряжений (ККН)
в шарнирных соединениях, в которых нагрузка передается через
штифт (болт), вставленный в отверстие детали без натяга или с малым зазором; <...> 2) определение ККН в соединениях с натягом, включая болтовые
соединения; <...> 3) определение <...>