Вторая глава посвящена
рассмотрению образа человека в философии упанишад, а также анализу
антропологических концепций ньяйи, вайшешики, санкхьи, йоги,
пурва-мимансы
и
веданты,
относящихся
к
ортодоксальным
(поддерживающим авторитет вед) философским направлениям древней
Индии. <...> Плеснер предлагает ввести в качестве основной характеристики
человеческого существа понятие эксцентрической позициональности. <...> Анализируя
эксцентрическую
позициональность
как
ведущую
плеснеровскую дефиницию человека, следует сказать несколько слов о
термине «позициональность»,
прямым образом связанным у <...> «Переживать себя», жить в качестве середины может только
человек, обладающий эксцентрической позициональностью. <...> Помимо этого закона, эксцентрическая позициональность необходимо
реализует себя в законе опосредованной непосредственности и законе
утопического
местоположения,
иллюстрирующих
сознательную
деятельность человека и его потребность в трансценденции и поиске
абсолюта. <...> Во-первых, проблема человека является одной из важнейших
проблем
древнеиндийской
философской
мысли;
и
наряду
с
метафизическими, онтологическими, познавательными вопросами в
различных древнеиндийских философских трактатах (начиная с вед и
упанишад) широко обсуждаются этические и антропологические идеи. <...> Радхакришнан
«Индийская
определить
в
философия»
природу реальности
своем
пишет:
может
начинать либо с размышления о я, либо с размышления об объекте
мысли. <...> Этот интерес приводит к тому, что все важнейшие
ортодоксальные
и
неортодоксальные
течения
древнеиндийской
философии серьезно изучают все состояния человеческого сознания. <...> Радхакришнан считает, что претензии индийских мыслителей к
одностороннему
характеру
западно-европейской
метафизики,
внимание которой «сосредоточено исключительно на бодрствующем
состоянии, не лишены основания. <...> Индийская мысль принимает во внимание состояние
бодрствования, сна со сновидениями <...>
Пролегомены_к_пониманию_человека_в_философии.pdf
Алтайский институт труда и права (филиал) Образовательного
учреждения профсоюзов высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Черданцева Инна Владимировна
ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
(монография)
Барнаул, 2014
Стр.1
ББК
Ч
Рецензент:
доктор философских наук, профессор В.П. Федюкин
Ч Черданцева, И.В.
Пролегомены к пониманию человека в философии : монография /
И.В. Черданцева. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А. (Изд-во «Концепт»),
2014. – с.
ISBN
Проблему человека без преувеличения можно назвать важнейшей
проблемой не только философской антропологии, но и всей философии в
целом. Во все времена философы пытались разгадать тайну бытия человека и
постичь смысл его существования. Однако, несмотря на все эти попытки,
вопрос о том, кто мы такие, по-прежнему остается открытым и по-прежнему
требует своего решения.
Эта книга может быть интересна не только специалистам в области
философии, но и всем читателям, которые стремятся понять себя и свое
место в мире, и которых не устраивает то, какими они являются сейчас,
поскольку они хотят стать теми, какими они могут быть.
ББК
ISBN
© Черданцева И.В., 2014
Стр.2
Содержание
Введение....................................................................................................3
Глава 1. Человек как проблема философской рефлексии ....................5
1.1. Человек между невозможностью и необходимостью познания
самого себя...............................................................................5
1.2. Возможность и целесообразность использования
философского знания древней Индии для поиска решения
проблемы человека................................................................20
Глава 2. Понимание человека в ортодоксальных философских течениях
древней Индии.........................................................................................37
2.1. Учение об атмане как сущности человека в упанишадах..37
2.2. Проблема человеческой реальности и способы ее познания в
философских школах ньяя и вайшешика....................................67
2.3. Осмысление природы человека и его возможностей в
философии санкхьи и йоги............................................................89
2.4. Представление о человеке в пурва-мимансе и
веданте...........................................................................................124
Глава 3. Антропологические учения неортодоксальных философских
направлений............................................................................................146
3.1. Трактовка человека в философии чарваков и
локаятиков.....................................................................................146
3.2.
Особенности
понимания
человека
в
джайнизме.....................................................................................153
3.3. Проблема человеческого «Я» в философии раннего
буддизма........................................................................................168
Заключение..............................................................................................185
Библиографический список...................................................................188
Стр.3