Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Медицинское и фармацевтическое товароведение. Методические указания и контрольные задания для самостоятельной работы студентов по специальности 040600 - «сестринское дело» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПетров
АвторыПетров Г.П., Пилипчук Д.Б.
ИздательствоКемГМА
Страниц20
ID272716
АннотацияМетодические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и могут служить дополнительным методическим материалом к имеющемуся в распоряжении студентов учебнику.
Петров, Г.П. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Методические указания и контрольные задания для самостоятельной работы студентов по специальности 040600 - «сестринское дело» / Петров Г.П., Пилипчук Д.Б.; Г.П. Петров .— Кемерово : КемГМА, 2003 .— 20 с. — URL: https://rucont.ru/efd/272716 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ С КУРСОМ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ Методические указания и контрольные задания для студентов факультета высшего сестринского образования по специальности 040600 – «сестринское дело» Кемерово – 2003 Петров Г.П., Пилипчук Д.Б. <...> Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и могут служить дополнительным методическим материалом к имеющемуся в распоряжении студентов учебнику. <...> Они составлены в помощь самостоятельной работе студентов и могут служить дополнительным методическим материалом к имеющемуся в распоряжении студентов учебнику. <...> Учебным планом на изучение медицинского и фармацевтического товароведения отводятся 10 лекционных и 14 часов практических занятий. <...> В первой контрольной работе оцениваются знания студентов по истории развития товароведения, как научной дисциплины, основных положениях стандартизации, сертификации, кодировании медицинских и фармацевтических товаров, основам товароведческого анализа, а также по ассортименту медицинской и фармацевтической продукции. <...> Вторая контрольная работа выполняется по теме «Маркетинговые исследования». <...> При самостоятельной работе над этим разделом необходим сбор материалов в отделении клиники, посещение выставок медицинских и фармацевтических товаров, консультации с фирмами по реализации лекарственных средств, изучение периодических изданий. <...> Предмет и задачи медицинского и фармацевтического товароведения. <...> История возникновения и развития товароведения как научной дисциплины. <...> Стандартизация, классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров. <...> Товароведческие операции при приемке товаров по количеству и качеству в лечебных учреждениях. <...> Для бурного развития производительных <...>
Медицинское_и_фармацевтическое_товароведение._Методические_указания_и_контрольные_задания_для_самостоятельной_работы_студентов_по_специальности_040600_-_«сестринское_дело».pdf
КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ С КУРСОМ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ Методические указания и контрольные задания для студентов факультета высшего сестринского образования по специальности 040600 – «сестринское дело» Кемерово – 2003
Стр.1
Петров Г.П., Пилипчук Д.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Методические указания и контрольные задания для самостоятельной работы студентов по специальности 040600 - «сестринское дело». – Кемерово, 2003.-20с. Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и могут служить дополнительным методическим материалом к имеющемуся в распоряжении студентов учебнику. Рецензенты: • Зав. кафедрой фармации КГМА, доцент Кульпина Т.Г. • Зав. кафедрой фармации Омской государственной медицинской академии, доктор фарм. наук, профессор Гришин А.В. Рассмотрено и рекомендовано к печати ЦМС КГМА 15 октября 2003 г. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2003 2
Стр.2
Введение Предлагаемые методические указания и контрольные задания предназначены для студентов факультета высшего сестринского образования. Они составлены в помощь самостоятельной работе студентов и могут служить дополнительным методическим материалом к имеющемуся в распоряжении студентов учебнику. Цель данной работы является также обеспечение студентов методическим руководством к выполнению контрольных работ, варианты которых здесь представлены. Учебным планом на изучение медицинского и фармацевтического товароведения отводятся 10 лекционных и 14 часов практических занятий. Изучение курса предусматривает выполнение двух контрольных работ. В первой контрольной работе оцениваются знания студентов по истории развития товароведения, как научной дисциплины, основных положениях стандартизации, сертификации, кодировании медицинских и фармацевтических товаров, основам товароведческого анализа, а также по ассортименту медицинской и фармацевтической продукции. Вторая контрольная работа выполняется по теме «Маркетинговые исследования». При самостоятельной работе над этим разделом необходим сбор материалов в отделении клиники, посещение выставок медицинских и фармацевтических товаров, консультации с фирмами по реализации лекарственных средств, изучение периодических изданий. Контрольные работы оформляются в письменном виде в тетради (18 листов) или в печатном варианте на бумаге формата А4. В конце контрольной работы №2 необходимо указать список использованной литературы в следующем порядке: фамилия и инициалы автора, название книги или журнальной статьи, место издания, издательство, год, страницы. Указанный в методическом пособии список литературы не ограничивает деятельность студентов в использовании другой литературы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Наименование тем 1. Предмет и задачи медицинского и фармацевтического товароведения. Основные понятия, термины и определения. История возникновения и развития товароведения как научной дисциплины. 2. Стандартизация, классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров. 3. Факторы, сохраняющие потребительские свойства и качество медицинских и фармацевтических товаров. 4. Товароведческие операции при приемке товаров по количеству и качеству в лечебных учреждениях. Учет и отчетность. Хранение медицинских и фармацевтических товаров в отделениях ЛПУ. 5. Основы маркетинга. Основные понятия, термины и определения. Особенности медицинского и фармацевтического маркетинга. Маркетинг товаров. ИТОГО 3 Кол-во часов 2 2 2 2 2 10
Стр.3
ТЕМА №1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. ТОВАР. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ Вопросы для самоподготовки. 1. Понятие товароведения. Медицинское и фармацевтическое товароведение. 2. Исторические этапы развития товароведения. 3. Цель и задачи товароведения. 4. Товар. Свойства товара. 5. Ассортимент товара. 6. Качественные и количественные показатели ассортимента товара. 7. Товароведческие операции. Медицинское товароведение – это научная дисциплина, которая изучает потребительные свойства товара, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обеспечивающие качество товаров, контроль и оценку качества. Закономерности формирования ассортимента товара и его структуру, условия сохранения качества товара при транспортировании и эксплуатации. Объекты товароведения – это те продукты труда, которые удовлетворяют потребности человека и распределяются путем купли-продажи. Значение товароведения: насыщение рынка разнообразными товарами и услугами. Функции товароведения: 1. Исследование и выявление общих закономерностей. 2. Исследование и проявление потребительской стоимости товаров на определенном этапе развития общества (т.е. разработка новых товаров). 3. Исследование и дальнейшая разработка терминологии, классификации и кодирование для различных групп товаров. 4. Исследования и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством и ассортиментом товаров в сфере обращения. Товароведение в своем развитии прошло ΙΙΙ этапа: I. ТОВАРОВЕДНООПИСАТЕЛЬНЫЙ: 16 – 18 вв. Основная задача: Квалифицированное описание товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами и способом потребления. ΙΙ. ТОВАРОВЕДНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ – характерен для развитого промышленного производства, когда наблюдается быстрое развитие производительных сил. ΙΙΙ. ТОВАРОВЕДНОФОРМИРУЮЩИЙ с 30-х годов 20 века. Товароведение – сложное слово, состоящее из 2-х слов: «товар», «ведать». Следовательно, необходимы понятия: Товар – это часть продукции производства, которая предназначена для продажи и используется для удовлетворения материальных, культурных и 4
Стр.4
10. Полипропилен и полистирол, как основные виды полимерных материалов для изготовления тары и упаковки лекарственных средств. требования к ним. ТЕМА №4: ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Вопросы для самоподготовки. 1. Факторы, влияющие на качество товаров аптечного ассортимента в процессе хранения. 2. НТД, регламентирующие условия фармацевтических товаров. 3. Требования к устройству и эксплуатации помещений хранения. 4. Принципы классификации фармацевтических товаров по условиям хранения в аптечных учреждениях. 5. Хранение отдельных видов товаров: - пластических изделий; - медицинских пиявок; - дезинфицирующих средств; - лекарственного растительного сырья; - резиновых изделий; - перевязочных средств и материалов; - готовых лекарственных средств в зависимости от лекарственной формы и физико-химических свойств. 6. Гипс медицинский. Проверка качества. Хранение. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ №4 1. Факторы, влияющие на качество товаров аптечного ассортимента. Хранение пластмассовых изделий. 2. НД, регламентирующие условия и особенности хранения медицинских и фармацевтических товаров. Хранение медицинских пиявок. 3. Требования к устройству и эксплуатации помещений хранения. Хранение дезинфицирующих средств. 4. Принципы классификации фармацевтических товаров по условиям хранения в аптечных учреждениях. Хранение лекарственного растительного сырья. 5. Гипс медицинский. Проверка качества. Хранение резиновых изделий. 6. Хранение гипса медицинского, перевязочных средств и шовных материалов. 7. Особенности хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия пониженной и повышенной температуры. Хранение медицинских пиявок. 8 и особенности хранения
Стр.8
7. Приборы для измерения кровяного давления, их конструкция, товарные виды и способы определения качества. 8. Новые врачебные диагностические приборы и аппараты, их преимущество перед существующими. 9. Эндоскопические приборы, назначение, комплектность. 10. Организация хранения врачебных диагностических приборов, предметов и аппаратов. ТЕМА №6: ОБЩЕХИРУРГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. НАЗНАЧЕНИЕ Вопросы для самоподготовки. 1. Назначение, классификация, правила приемки и проверки качества, хранение, маркировка, транспортировка следующих групп инструментов: - оториноларингологические инструменты; - нейрохирургические; - урологические; - акушерско-гинекологические; - стоматологические. 2. Правила хранения и методы стерилизационной обработки различных инструментов. 3. Материаловедение. Металлические материалы. 4. Основы материаловедения. Классификация материалов. Требования, предъявляемые к материалам, используемым для медицинских изделий. 5. Неметаллические материалы. Стекло, виды и марки. Требования, предъявляемые к стеклу. 6. Пластичные массы. Требования к полимерам. Применение полимеров в медицине. Методы стерилизации, используемые для полимерных материалов, хранение. 7. Шовные материалы. Требования, предъявляемые к ним. Классификация. Показатели качества и методы определения. Стерилизация и хранение. 8. Хирургические иглы. Назначение. Классификация. Методы проверки качества. Маркировка. Упаковка. Хранение. 9. Инструменты для инъекций. Применение, виды инъекций. 10. Типы шприцев. Правила приемки и проверки качества. Стерилизация. 11. Иглы инъекционные и специальные. Устройство, проверка качества. Канюли переходные. 12. Стерилизаторы – укладки, их назначение, проверка качества. 13. Аппараты для трансфузий, отсасывания и проколов, их номенклатура, устройство, проверка комплектности: - аппарат Боброва, плевроаспиратор; - система для переливания крови; - аппарат для пневмоторакса и пневмоперитонеума; - троакары; - отсасыватели. 10
Стр.10
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 Выбор варианта контрольной работы №1 производится в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки ( 1 – вариант 1; 2 – вариант 2; 3 - вариант 3; 4 – вариант 4; 5 - вариант 5; 6 - вариант 6; 7 – вариант 7; 8 - вариант 8; 9 – вариант 9; 0 - вариант 10). ВАРИАНТ №1. 1. Факторы, влияющие на качество товаров. Расшифруйте: ГОСТ 177.68-90, ОСТ – 64-61-72. 2. Методы контроля качества Расшифруйте: годен до ΥΙΙΙ- 98. 3. Товароведческие операции в аптечных учреждениях. Маркировка аппаратов, приборов, средств и измерений. 4. Товароведческий контроль в соответствии с НД при поступлении товаров медицинского назначения. Расшифруйте: Серия 886.10.95. 5. Принципы маркировки товаров медицинского назначения. Расшифруйте: Р.92.48.6.2. 6. Обязательные и дополнительные данные (реквизиты) маркировки. 7. Различие в маркировке на: потребительской, групповой и транспортной таре. 8. Товарный знак, знак обслуживания. Требования, предъявляемые к товарным знакам, порядок регистрации. 9. Фирменный знак, торговые марки. 10. Места и способы нанесения маркировки на таре. Требования к маркировке. ВАРИАНТ №2. 1. Виды материалов, применяемые для изготовления тары и упаковки фармацевтических товаров. 2. Стекло, как сырье для изготовления тары для лекарственных средств. требования к стеклу. 3. Товароведческий анализ стеклянной тары при ее приемке. 4. Полимерные материалы, как сырье для изготовления тары. Требования к полимерным материалам, используемым для изготовления тары упаковки лекарственных средств. 5. Полипропилен и полистирол, как основные виды полимерных материалов для изготовления тары и упаковки лекарственных средств. Требования к ним. 6. Корковые пробки, как вид упаковочного материала в фармации. Требования к ним. Хранение. 7. Тонкостенная лабораторная посуда. Классификация – характеристика. Товароведческий анализ при приемке изделий. 13 товаров медицинского назначения.
Стр.13
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 Выбор варианта контрольной работы №2 производится в соответствии с двумя последними цифрами номера зачетной книжки 1. Маркетинговые исследования рынка фармацевтических препаратов производства фирмы Байер Леверкузен (Германия) 2. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств производства Германии. 3. Маркетинговые исследования рынка фармацевтических препаратов производства фирмы Berlin – Chemie AG (Германия) 4. Маркетинговые исследования с углубленным товароведческим анализом товаров на основе лекарственного средства анальгина. 5. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка нейролептических лекарственных средств. 6. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка лекарственных средств фирмы «Ренбакси» (Индия). 7. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка лекарственных препаратов производства фирмы «Гидеон Рихтер». 8. Маркетинговые исследования с углубленным товароведческим анализом ассортимента лекарственных (ацетилсалициловая кислота). 9. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка бронхолитических препаратов. 10. Маркетинговые 11. Маркетинговые исследования противоэпилептических средств и средств терапии паркинсонизма. исследования фармацевтического фармацевтического противовоспалительных средств нестероидного ряда. 12. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка антацидных препаратов. 13. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка лекарственных средств производства фирм США. 14. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств, действующих на периферические холинергические процессы. 15. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка лекарственных средств производства Финляндии. 16. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств, действующих на адренергетические процессы (адреноблокаторы). 17. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств производства фирм Австрии. 18. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов, содержащих сердечные гликозиды. 19. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка противогистаминных средств. 18 рынка рынка средств на основе аспирина
Стр.18

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.