И. П. Зайцева
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Критерии оценок
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по всем направлениям
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
УДК 796
ББК Ч511я73
З 17
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> План 2012 года
Рецензенты:
Муравьев А. В., доктор биологических наук, профессор;
кафедра физического воспитания
Ярославского государственного технического университета
Зайцева, И. П. Физическая культура для бакалавров:
З 17 Критерии оценок : учебное пособие / И. П. Зайцева; Яросл.
гос. ун-т им. <...> Конкретизированы
основные цели, задачи и формы физического воспитания в
высшей школе, определены обязанности студентов; представлены зачетные требования и дифференцированные контрольные нормативы для студентов I–III курсов основного базового,
специального и спортивного отделений. <...> Физическая
культура и спорт являются одним из важнейших условий, а физическое воспитание – одним из важнейших средств всестороннего
и гармоничного развития личности студента. <...> Основные понятия системы
физической культуры и спорта
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, это средство и способ физического и психического совершенства личности, укрепления здоровья, повышение
работоспособности. <...> Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, всесторонне физически
развитого, социально активного и морально стойкого молодого
поколения. <...> Физическая подготовка – процесс физического воспитания, направленный на развитие физических способностей человека, основных его качеств – силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. <...> Физическая подготовленность – уровень развития физических способностей человека. <...> Это, прежде всего, подготовка людей к высокопроизводительному труду: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; сохранение <...>
Физическая_культура_для_бакалавровКритерии_оценок__учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
И. П. Зайцева
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Критерии оценок
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по всем направлениям
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
Стр.1
УДК 796
ББК Ч511я73
З 17
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2012 года
Рецензенты:
Муравьев А. В., доктор биологических наук, профессор;
кафедра физического воспитания
Ярославского государственного технического университета
Зайцева, И. П. Физическая культура для бакалавров:
З 17
Критерии оценок : учебное пособие / И. П. Зайцева; Яросл.
гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2013. – 196 с.
ISBN 978-5-8397-0904-1
Учебное пособие соответствует Федеральным государственным
образовательным стандартам высшего профессионального
образования. В пособии представлены все разделы
учебной работы (теоретический, практический и контрольный)
для студентов основной, подготовительной и специальной
медицинской группы «А» и «Б». Конкретизированы
основные цели, задачи и формы физического воспитания в
высшей школе, определены обязанности студентов; представлены
зачетные требования и дифференцированные контрольные
нормативы для студентов I–III курсов основного базового,
специального и спортивного отделений.
Предназначено для студентов, обучающихся по всем направлениям
подготовки бакалавров («Физическая культура»,
цикл Б4), очной формы обучения.
ISBN 978-5-8397-0904-1
УДК 796
ББК Ч511я73
© ЯрГУ, 2013
2
Стр.2
Оглавление
Введение..............................................................................................3
Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СТУДЕНТОВ........................................................................5
1.1. Основные понятия системы физической культуры
и спорта.................................................................................5
1.2. Физическая культура и спорт, их место и значение
в общей культуре современного общества.......................6
1.3. Социальные функции физической культуры
и спорта.................................................................................8
1.4. Физическая культура личности........................................10
1.5. Физическое воспитание в вузах.......................................12
Контрольные вопросы....................................................................19
Рекомендуемая литература...........................................................19
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................................20
2.1. Воздействие природных и социально-экологических
факторов на организм и жизнедеятельность
человека..............................................................................20
2.2. Основы анатомии. Опорно-двигательный аппарат........22
2.3. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма........27
2.4. Адаптация организма к мышечной деятельности..........34
2.5. Утомление при физической и умственной деятельности
и средства их восстановления..........................................38
2.6. Работоспособность и взаимосвязь двигательной
и умственной активности.................................................40
191
Стр.191
2.7. Гипокинезия и гиподинамия. Их неблагоприятное
влияние на организм.........................................................41
Контрольные вопросы.....................................................................43
Рекомендуемая литература...........................................................43
Глава 3. ПРОБЛЕМА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.....................................44
3.1. Роль движений в сохранении и укреплении
здоровья..............................................................................45
3.2. Закаливание организма – основная цель
оздоровления......................................................................47
3.3. Влияние питания на здоровье..........................................48
3.4. Вредные привычки и здоровье.........................................56
3.5. Направленность поведения человека
на обеспечение своего здоровья......................................60
3.6. Режим труда и отдыха.......................................................62
3.7. Сон и профилактика его нарушений...............................63
3.8. Массаж и самомассаж.......................................................64
Контрольные вопросы.....................................................................67
Рекомендуемая литература...........................................................67
Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ................................................68
4.1. Психофизиологические характеристики
интеллектуальной деятельности......................................68
4.2. Психофизические основы учебного труда студента.....68
4.3. Объективные и субъективные факторы обучения.........71
192
Стр.192
4.4. Взаимосвязь двигательной активности
и умственной работоспособности...................................73
4.5. Особенности использования средств физической
культуры для оптимизации работоспособности
студентов............................................................................74
4.6. Профилактика нервно-эмоционального
и психофизического утомления студентов.....................76
4.7. Практические рекомендации (для предупреждения
острого утомления при умственной работе)..................78
Контрольные вопросы....................................................................79
Рекомендуемая литература...........................................................79
Глава 5. ОБЩАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА
В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ...........80
5.1. Методические принципы физического воспитания......80
5.2. Методы физического воспитания....................................82
5.3. Основы обучения движениям...........................................84
5.4. Воспитание физических качеств......................................85
5.5. Построение и структура учебно-тренировочного
занятия................................................................................95
Контрольные вопросы.....................................................................97
Рекомендуемая литература...........................................................98
Глава 6. СПОРТ, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ
ВИДОВ СПОРТА..............................................................99
6.1. Массовый спорт и спорт высших достижений,
их цели и задачи................................................................99
6.2. Студенческий спорт, его организационные
особенности.....................................................................100
6.3. Классификация видов спорта.........................................104
6.4. Формы организации спортивной тренировки..............105
6.5. Современное Олимпийское движение..........................115
193
Стр.193
Контрольные вопросы...................................................................117
Рекомендуемая литература.........................................................117
Глава 7. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.....118
7.1. Как правильно тренироваться........................................119
7.2. Повышение работоспособности.....................................120
7.3. Особенности разминки и восстановления....................122
7.4. Контроль за влиянием нагрузок.....................................124
7.5. Общие рекомендации......................................................125
7.6. Факторы, влияющие на физическую форму.................128
Контрольные вопросы...................................................................132
Рекомендуемая литература.........................................................132
Глава 8. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ
В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ.........................................................133
8.1. Цель и формы проведения врачебного контроля.........133
8.2. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям
физическими упражнениями и спортом,
его содержание и периодичность..................................135
8.3. Оценка физического развития
и физической подготовленности...................................136
8.4. Самоконтроль занимающихся
физической культурой и спортом..................................138
8.5. Субъективные методы самоконтроля............................139
8.6. Объективные методы самоконтроля.............................141
8.7. Дневник самоконтроля....................................................147
Контрольные вопросы..................................................................150
Рекомендуемая литература.........................................................150
194
Стр.194
Глава 9. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА
И СПЕЦИАЛИСТА.........................................................151
Контрольные вопросы...................................................................163
Рекомендуемая литература.........................................................163
Глава 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ,
РАБОТАЮЩИХ В ЭКСПЕДИЦИОННЫХ
УСЛОВИЯХ.....................................................................164
Контрольные вопросы...................................................................168
Рекомендуемая литература.........................................................168
Глава 11. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА
ИЛИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ....169
11.1. Специальные зачетные требования и нормативы
в избранном виде спорта................................................171
Контрольные вопросы...................................................................171
Рекомендуемая литература.........................................................171
Приложения..................................................................................172
Литература...................................................................................189
195
Стр.195