Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методические указания и практические задания : Самостоятельная работа по истории России для студентов очного отделения (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛопатин
АвторыЛопатин Л.Н., Лопатина Н.Л.
ИздательствоКемГМА
Страниц36
ID271795
АннотацияДанные методические указания подготовлены в соответствие с государственным стандартом РФ по высшей школе. В них представлены основные и дополнительные виды самостоятельной работы, основная и дополнительная литература, темы рефератов, список контрольных вопросов по отечественной истории. Многие практические советы, предлагаемые здесь, помогут студентам организовать учебное и внеучебное время, будут полезны для плодотворного самостоятельного изучения не только курса истории, но и других дисциплин.
Лопатин, Л.Н. Методические указания и практические задания : Самостоятельная работа по истории России для студентов очного отделения / Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л.; Л.Н. Лопатин .— Кемерово : КемГМА, 2010 .— 36 с. — URL: https://rucont.ru/efd/271795 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Лопатин, Н. Л. Лопатина МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Кемерово КемГМА 2010 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра истории и психологии <...> Л. Н. Лопатин, Н. Л. Лопатина МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Кемерово КемГМА 2010 Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л. <...> Самостоятельная работа по истории России для студентов очного отделения / Л. Н. Лопатин, <...> Рецензенты: Косачёва В.И. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии КемГМА; Ростова Н.Н. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии КемГМА. <...> Тема: Сохранение в памяти народа истории шахтёрского движения в Кузбассе (1989-1991 гг.) <...> Тема: Коллективизация и раскулачивание ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ <...> Для современного человека это крайне актуально, поскольку при сегодняшнем обороте информации знания устаревают в разных науках от 1, 5 до 5 лет. <...> Потому они и лечат «от головы» и «от живота», имеют снисходительную репутацию у коллег да пренебрежительные отзывы пациентов. <...> При полной самостоятельности человек сам формирует цель работы, выбирает тему, подбирает первоисточники, изучает их, сам себя контролирует по срокам и качеству работы. <...> В учебных заведениях в большей степени присутствует второй вид самостоятельной работы, когда используются рекомендованные кафедрой учебно-методические пособия, разработки, планы, проводятся консультации. <...> Следует помнить, что гуманитарные науки, во многом определяют формирование личности. <...> Наши предки понимали, что именно гуманитарные науки 5 во многом формируют самосознание, мировоззрение, гражданскую позицию человека. <...> Большевистские идеологи, зачислив интеллигенцию в недружественную пролетариату «прослойку», вытеснили её за границу, навсегда <...>
Методические_указания_и_практические_задания__Самостоятельная_работа_по_истории_России_для_студентов_очного_отделения.pdf
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра истории и психологии Л. Н. Лопатин, Н. Л. Лопатина МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Кемерово КемГМА 2010
Стр.3
Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л. Методические указания и практические задания. Самостоятельная работа по истории России для студентов очного отделения / Л. Н. Лопатин, Н. Л. Лопатина. – Кемерово: КемГМА, 2010. – 32 с. Данные методические указания подготовлены в соответствие с государственным стандартом РФ по высшей школе. В них представлены основные и дополнительные виды самостоятельной работы, основная и дополнительная литература, темы рефератов, список контрольных вопросов по отечественной истории. Многие практические советы, предлагаемые здесь, помогут студентам организовать учебное и внеучебное время, будут полезны для плодотворного самостоятельного изучения не только курса истории, но и других дисциплин. Рецензенты: Косачёва В.И. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии КемГМА; Ростова Н.Н. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии КемГМА. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2010. 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ: 1. Зачем нужна самостоятельная работа? 2. Формы самостоятельной работы СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1. Самостоятельная работа № 1 2. Самостоятельная работа № 2 3. Самостоятельная работа № 3 4. Самостоятельная работа № 4 5. Самостоятельная работа № 5 УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 1. Тема: Сохранение в памяти народа истории шахтёрского движения в Кузбассе (1989-1991 гг.) 2. Тема: Советская действительность в устном народном творчестве 3. Тема: Коллективизация и раскулачивание ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ 1. Как планировать свою самостоятельную работу? 2. Режим дня 3. Умственный труд 4. Активный отдых, самообслуживание 5. Пассивный отдых 6. Методика восприятия и переработка знаний 7. Проверка знаний 8. Техника преобразований текста 9. Методика подготовки к выступлению 10. Контроль самостоятельной работы студентов 4 4 8 8 10 11 11 11 12 13 15 16 18 21 21 21 22 23 24 25 26 27 28 31 3
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Уважаемый студент! Перед Вами методические указания по выполнению самостоятельной работы по курсу «История России». Они созданы в помощь для успешного освоения Вами курса истории. 1. Зачем нужна самостоятельная работа? По В.И. Далю - «Образованный человек - получивший образование, научившийся общим сведениям, познаниям,… научно развитый, воспитанный, приличный в обществе». А.И.Солженицын советовал отличать образованность от «образованщины» («нахватанности»), которой грешат многие, когда-то получившие диплом об образовании, но остановившиеся в интеллектуальном развитии. Образованный человек всю жизнь сам пополняет свои знания, интеллектуально совершенствуется. И делать это, ему надо умеючи: правильно организовать работу, целенаправленно воспринимать, перерабатывать, закреплять и применять новые знания в повседневной практике. Для современного человека это крайне актуально, поскольку при сегодняшнем обороте информации знания устаревают в разных науках от 1, 5 до 5 лет. Хотя, конечно, можно и не обновлять, как некоторые и делают. Потому они и лечат «от головы» и «от живота», имеют снисходительную репутацию у коллег да пренебрежительные отзывы пациентов. Различают полную (автономную, «абсолютную») и неполную (частичную, «относительную») самостоятельность познавательной деятельности. При полной самостоятельности человек сам формирует цель работы, выбирает тему, подбирает первоисточники, изучает их, сам себя контролирует по срокам и качеству работы. В учебных заведениях в большей степени присутствует второй вид самостоятельной работы, когда используются рекомендованные кафедрой учебно-методические пособия, разработки, планы, проводятся консультации. Наличие у Вас мотивации приобретения знаний по истории является необходимым условием для позитивного результата образования. Если же понимать вузовский курс истории как досадную необходимость для получения диплома, то результат 4
Стр.6
а грамотным профессионалом и интересным человеком, то следует на научном уровне знать, чем жили наши энергичные предки, создавшие самую крупную в мире державу, император которой (Александр III) мог позволить себе фразу о том, что у России нет друзей, у ней есть только её собственные интересы. Если Вы видите себя членом интеллектуального сообщества, то знания по отечественной истории дадут вам дополнительную возможность стать таковым. 2. Формы самостоятельной работы В вузе Вам необходимо овладеть следующими традиционными формами самостоятельной работы: ­ чтение текста (учебника, учебного пособия, первоисточника, дополнительной литературы, материалом электронного ресурса сети Интернет); ­ конспектирование текста; ­ работа с конспектом лекции; ­ составление плана и тезисов ответа; ­ аналитическая обработка текста (аннотирование, редактирование, конспект-анализ); ­ подготовка сообщений на семинаре; ­ подготовка рефератов; ­ подготовка доклада на конференцию; ­ ответы на контрольные вопросы. Для успешного обучения вам нужно правильно планировать свой день (работу, отдых). Если планирование аудиторной работы делают работники медицинской академии, то самостоятельную работу Вы планируете сами. От правильного планирования зависит результат вашей образовательной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа состоит из двух видов: базовой и дополнительной. Базовая самостоятельная работа основана на вузовском курсе «История России». Она предполагает выполнение домашнего задания к семинару (чтение учебника, осмысление лекционного материала, 8
Стр.10
неравнодушная позиция человека к происходящим в обществе современным процессам. Она формируется на основе мировоззренческих установок, политического, культурного и духовного опыта человека. Именно гражданственности и не хватает нынешним россиянам, пережившим советское время. Ведь в советское время были не только широко пропагандируемые достижения (Победа в 1945 г., военнопромышленный комплекс, космос, балет и др.), но и преступления власти против народа, страх людей перед властью, великолепно поставленный обман. Гражданственность и девальвировалась. Ваша письменная самостоятельная работа по научной, публицистической и художественной литературе непременно должна иметь две части (не обязательно их выделять): повествовательную (пересказ полученных сведений) и творческую (Ваши собственные суждения, размышления, выводы). Всё это может уместиться на 2-4 страницах (А-4) рукописи. Во избежание дополнительных для Вас сложностей и возможных недоразумений печатать текст кафедра не допускает. На первой странице текста (или титульном листе) не забудьте поставить тему, Вашу фамилию и полное имя, группу, год написания, фамилию Вашего преподавателя. Пожалуйста, строго придерживайтесь сроков выполнения работ. Работы, не представленные в сроки, кафедра принимает только на итоговом семестровом зачете со «штрафными» 50 страницами прочитанного Вами текста монографий или статей. Вы, таким образом, во-первых, лишаетесь шанса на получение «автоматического» зачета, во-вторых, выполняете значительную дополнительную работу. 1. Самостоятельная работа № 1 по материалам книги Горянина А. «Мифы о России и дух нации». – М., 2002. – 335 с. Это монография современного автора, который обеспокоен сохранением уничижительных мифов об истории дореволюционной России, сформированных западными историками и коммунистической идеологией. Вы можете выбрать одну из тем:  Свободы и парламентаризм в России и Европе.  Крестьяне России и Европы.  Жизненный уровень россиян и европейцев.  Культура, нравственность, праздники, досуг российского и европейского крестьянина.  Гигиена в России и Европе. 10
Стр.12
можно прокомментировать через выводы о политике диктатуры пролетариата, репрессий, драконовских налогов на крестьян до 1953 г. В повести (фильме) почти за каждым сюжетом стоит глубокая мысль. Найдите её, опишите. Вы получите навык понимания эзопова языка, удовлетворение от сопричастности к мыслям замечательного писателя. Зная историю Советского Союза, интересно, как бы Вы описали дальнейшую судьбу главных героев фильма (Преображенского, Борменталя, Шарикова, Швондера)? УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Государственный стандарт предусматривает участие студентов в научно-исследовательской работе. Однако кафедра считает, что первокурсник медицинской академии вряд ли готов к проведению таких исследований. Тем более, что он специализируется в области естественных, а не гуманитарных знаний. А вот проводить учебноисследовательскую работу он вполне способен. Частью этой исследовательской работы и являются вышеописанные четыре задания. Но кафедра с 1993 г. даёт студентам возможность проявить себя и в малоизвестном в России научном историческом жанре «устная история». Студенты опрашивали своих старших родственников (дедов, бабушек) об их материальном благополучии в различные годы советской власти, о коллективизации и раскулачивании (Кузбасс - край сосланных кулаков), о Великой Отечественной войне и др. Студенты признавались, что, выполняя эту работу, они получали интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Вопервых, они из достоверного для них первоисточника (родного деда, бабушки) узнавали о неблагополучии советских людей и не находили в их рассказах описанного в советских книгах безбрежного энтузиазма строителей социализма. Во-вторых, они, как сговорившись, признавались, что опросы сблизили их со старшими родственниками. «Никогда со мной дед не говорил столь уважительно, как во время моих расспросов об его участие в войне», – писал студент в 1995 г. Такое ощущение получите и Вы, если отнесетесь к заданию творчески, а не формально, «отбарабанив» заготовленные вопросы и записав сухие ответы на них. Надо постараться разговорить деда 13
Стр.15
1. Тема: Сохранение в памяти народа истории шахтёрского движения в Кузбассе (1989-1991 гг.) Вашим собеседником может стать тот, кому в 1989 г. было не менее 17-18 лет. Ему можно задать следующие вопросы:  ФИО (можно просто N, но с именем и отчеством), год Вашего рождения, образование и род занятий (тогда и сейчас).  Откуда и при каких обстоятельствах Вы узнали о забастовке шахтеров?  Ваша личная первая реакция на это необычное для СССР событие?  Из-за чего шахтеры взбунтовались в 1989 г.? (Причины забастовки).  Из-за чего шахтеры бастовали в 1990 и 1991 гг.?  Говорят, что шахтеры требовали в 1989 г. «колбасы и мыла». Но ведь при социализме люди, считается, жили вполне благополучно.  Было ли в требованиях рабочих комитетов что-то привлекательное лично для Вас?  Почему шахтеры боролись за независимость хозяйственной деятельности предприятий от Центра, а получили над собой хозяев из директоров или «заезжих молодцов»?  Кого из лидеров рабочих комитетов Вы помните добрым словом, кого - «худым»?  Как Вы лично тогда относились к действиям рабочих комитетов?  Было ли у Вас в 1989-1991 г. ощущение, что шахтерам помогают все кузбассовцы? Или они оставались одни против власти?  Лично Вы, Ваши родители или знакомые как-то содействовали шахтерам? Как?  С шахтерского движения в Кузбассе начался развал социализма во всем мире («эффект домино»). Может быть, не стоило бастовать? Может быть, стоило социализм развивать и укреплять?  В забастовке марта-мая 1991 г. шахтеры требовали заключения нового союзного договора между республиками СССР. Его подписание назначили на 20 августа 1991 г. А 19 августа 1991 г. высшее руководство страны организовало путч. Договор не подписан. Республики стали заявлять о своем суверенитете, и 15
Стр.17
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ 1. Как планировать свою самостоятельную работу? У каждого человека формируется свой индивидуальный стиль самостоятельной работы, в котором индивидуальное и общепринятое образуют сбалансированное единство. Формирование оптимального стиля – одна из важнейших задач. Овладение рациональными приемами самостоятельной работы есть, прежде всего, усвоение опыта других людей, соотнесенного с данными науки и обогащенного собственным личным опытом. Опыт многих людей и данные науки свидетельствуют о том, что начинать работу по выработке у себя навыков умственного труда нужно с общей его организации. В неё входят организация режима дня, рабочего места, навыки планирования, ведение различных записей и оформление результатов труда. С течением времени эти навыки внешней стороны культуры умственного труда переходят в привычки, становятся потребностью человека. Внешний порядок в работе приводит к упорядочению мыслей и скрытых умственных действий. Внутренняя собранность и организованность приходят в результате четко организованного режима труда. 2. Режим дня Неправильная организация умственного труда приводит к серьезным нарушениям в деятельности центральной нервной системы, что в свою очередь вызывает резкое падение умственной работоспособности и ухудшения общего состояния здоровья человека. Иными словами - это работа «на износ». Физиологи установили, что жизненные функции человека протекают циклично, со строгими интервалами времени. Поэтому очевидно, что режим труда и отдыха должен соответствовать биологическому ритму организма. Существуют определенные нормативы времени для труда и отдыха различных категорий рабочих, служащих и учащихся. Эти нормативы варьируются в зависимости от целого ряда социальных и психологических обстоятельств. 21
Стр.23
быстро отупляет). В-восьмых, жестко контролируйте инстинкты (алкоголь растормаживает, и легко потерять приличия). Можете забыть все эти правила, но помните, что Вы интеллигентный человек. И даже культура пития должна высокой. Что может себе позволить «сантехник», не может позволить себе будущий доктор. Хотя в современном российском обществе эти грани размыты советской культурой «равенства». И зачастую доктор ведет себя как «прачка». Хотите ли Вы быть таким доктором? В аристократических кругах и в среде дореволюционной интеллигенции было постыдно выглядеть пьяным. Про таких говорили: «У них дурной тон, они плохо воспитаны». Считалось, что быть пьяным это удел кухарки и извозчика. Не приветствовалось пьянство и в деревне. На всю деревню могло быть только один - два пьяницы. Причём, в тогдашнем понимании пьяницей считался человек, исправно работавший по хозяйству, но напивавшийся во время праздников или в воскресные дни. Пьянство стало распространяться в городах в конце XIX в. Попав в города бывшие крестьяне почувствовали свободу от «людского глаза» (сельской общины, церковного прихода). В 1913 г. депутаты Госдумы приняли «сухой закон», отмененный большевиками. Советское государство фактически было заинтересовано в широкой продаже водки (зарплата возвращалась в бюджет через спиртное, отсюда термин - «пьяный бюджет»). 5. Пассивный отдых Для восстановления работоспособности головного мозга необходим полноценный сон. Нужно приучиться ложиться спать и вставать в определенные часы, чтобы организм не испытывал стресса от необходимости перестраиваться. Полноценный сон сказывается и на внешнем виде человека. Признанные красавицы мира сознаются, что успех их красоты во многом зависит от полноценного сна, а также питания и прогулок на свежем воздухе (знаменитая Софи Лорен призналась, что при посещении зимней Москвы она почти не пользуется косметикой, заменяя её прогулками по холоду). Соблюдая несложные правила по организации режима дня, Вы обнаружите, что стали больше успевать сделать за день, за неделю: подготовиться к занятиям, встретиться с друзьями, сходить на 24
Стр.26
его своими словами. Если это получается, то значит, вы поняли материал, если нет, то следует ещё поработать над материалом. Самый надежный способ проверки качества усвоения – это практическая проверка, которая состоит в выполнении различных учебных упражнений и контрольных заданий. Здесь уже нужно не просто воспроизвести знания. Но и правильно применять их на практике. При выполнении такого задания возникают вопросы, на которые Вы ранее не обращали внимания. Если студент способен только к вербальному воспроизведению, но не может применить своих знаний на практике, значит, налицо формальное усвоение материала, что является недостаточным. 8. Техника преобразований текста В психологии различают воссоздающую и творческую переработку знаний. При воссоздающей переработке на первом плане находится соответствие преобразования материала к его исходному содержанию, фиксированному в первоисточниках, документах, монографиях, статьях, учебниках, текстах лекций и т.п. Воссоздающая переработка требуется, прежде всего, при выступлениях по отдельным вопросам на семинарах, собеседованиях, при сдаче зачетов, экзаменов. В творческой переработке главное внимание уделяется новизне содержания, анализу, систематизации. В основном этот вид переработки требуется в научной деятельности и используется для написания теоретических докладов, курсовых, дипломных и диссертационных работ. Различия между данными видами переработки знаний в условиях учебной работы, весьма относительны: в обоих случаях требуются определенные элементы новизны, оригинальности, которые соответствуют уже разработанному, фиксированному содержанию. В практическом плане речь идет о способах преобразования исходного текста при сохранении его содержания, что позволяет придать материалу новый вид. При работе с текстом следует выписывать главные мысли автора. Приветствуется перефразирование при соблюдении сохранения мысли автора. Желательно избегать сложных и громоздких формулировок. Главное, что бы ваши записи были 27
Стр.29
Учебное издание Лопатин Леонид Николаевич Лопатина Наталия Леонидовна МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Подписано в печать 25.04.2010. Тираж 250 экз. Формат 2130½. Условных печатных листов 1,9. Печать трафаретная. Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. http://www.kemsma.ru/rio/ Требования к авторам: http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml 33
Стр.35