Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы менеджмента (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКлючников А. В.
АвторыРос. междунар. акад. туризма
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц87
ID271119
АннотацияРассмотрены основные понятия и концепции менеджмента как управленческой деятельности. Особое внимание уделено функциям, методам и стилям руководства, организационным структурам систем управления организацией. Дан анализ особенностей менеджмента туризма и показателей его эффективности.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом РМАТ в качестве учебного пособия для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»
Кому рекомендованоДля студентов вузов, изучающих менеджмент организации.
ISBN978-5-9718-0448-2
УДК379.84/.85(075.8)
ББК65.43я73
Ключников, А.В. Основы менеджмента : учеб. пособие / Рос. междунар. акад. туризма; А.В. Ключников .— Москва : Советский спорт, 2010 .— 87 с. — (Профессиональное туристское образование) .— ISBN 978-5-9718-0448-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/271119 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Туристская индустрия имеет особенности по производимому продукту, по технической подготовке производства товарных услуг, по технологии оказания услуг, по реализации услуг, по продвижению турпродукта к пользователю и многие другие. <...> Туристская фирма формирует турпродукт, состоящий из собственных услуг и услуг других контрагентов. <...> Из всего многообразия понятий, действий и процессов, которые используются в менеджменте, в настоящем учебном пособии особое внимание уделено: – базовым понятиям и процессам в современном менеджменте, выполняющим роль введения в специальные области менеджмента, и не только в области туризма; – практическим трансформациям базовых понятий менеджмента к специфике туристской индустрии. <...> Школа научного управления Ф.У. Тейлора История возникновения и становления менеджмента условно разделена на несколько периодов по [18]. <...> Для этого периода характерно параллельное развитие четырех школ менеджмента. <...> Прежде всего продолжилось становление школы научного менеджмента в США, в Германии возникла школа бюрократического менеджмента, во Франции – классического менеджмента. <...> Так, последователями Ф.У. Тейлора и его школы научного менеджмента стали Г. Форд, супруги Л. и Ф. <...> Файоль придерживался точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личными качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления. <...> Файоль ввел понятие принципа управления, под которым подразумевал не абсолютное или однозначное положение, правило поведения, действие или руководящую идею (от лат. principium – «основа, первоначало»), а гибкую, адаптирующуюся к конкретным условиям и потребностям совокупность положений, правил, действий и идей. <...> Файоль сформулировал 14 принципов менеджмента: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности и единый план работы для всех, подчинение <...>
Основы_менеджмента._Учебное_пособие._.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.85
Стр.86
Стр.87
Основы_менеджмента._Учебное_пособие._.pdf
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА Профессиональное туристское образование А. В. КЛЮЧНИКОВ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Рекомендовано научно-методическим советом РМАТ в качестве учебного пособия для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» Москва «Советский спорт» 2010
Стр.1
УДК 33 ББК 65.43 К52 Серия основана в 2004 году доктором педагогическим наук, профессором И. В. Зориным Рецензенты: Т. В. Козырева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов РМАТ; В. В. Хожемпо, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Российского университета дружбы народов Ключников А. В. К52 Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие / А. В. Ключников ; Российская международная академия туризма. – М. : Советский спорт, 2010. – 172 с. – (Профессиональное туристское образование). ISBN 978-5-9718-0448-2 Рассмотрены основные понятия и концепции менеджмента как управленческой деятельности. Особое внимание уделено функциям, методам и стилям руководства, организационным структурам систем управления организацией. Дан анализ особенностей менеджмента туризма и показателей его эффективности. Для студентов вузов, изучающих менеджмент организации. УДК 33 ББК 65.43 © Ключников А. В., 2010 © Российская международная академия туризма, 2010 ISBN 978-5-9718-0448-2 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2010 ВВЕДЕНИЕ Менеджмент как вид управленческой деятельности, рассматриваемый в широком смысле, имеет огромное разнообразие действий и процессов. В зависимости от типа организации, ее размеров и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место. В то же время широко применяемые в других организациях процессы управления в данной организации могут осуществляться в очень небольших размерах либо вообще отсутствовать. По этой причине «Основы менеджмента» как учебная дисциплина не может иметь универсального наполнения для разных специальностей. Туристская индустрия имеет особенности по производимому продукту, по технической подготовке производства товарных услуг, по технологии оказания услуг, по реализации услуг, по продвижению турпродукта к пользователю и многие другие. Например, специфика туроператорского бизнеса состоит в том, что услуги туристу предоставляют несколько служб: автоперевозчики, работники отелей, экскурсоводы, чиновники визовых служб, страховщики и другие контрагенты. Туристская фирма формирует турпродукт, состоящий из собственных услуг и услуг других контрагентов. В связи с этим есть серьезные трудности по контролю всей цепочки услуг и, следовательно, по обеспечению качества товарной продукции турфирмы. Из всего многообразия понятий, действий и процессов, которые используются в менеджменте, в настоящем учебном пособии особое внимание уделено: – базовым понятиям и процессам в современном менеджменте, выполняющим роль введения в специальные области менеджмента, и не только в области туризма; – практическим трансформациям базовых понятий менеджмента к специфике туристской индустрии. 3
Стр.2
3.2. Общенаучные представления об управлении организацией ............................................................... 51 3.3. Основные принципы системного управления ................................................................... 52 3.4. Виды деятельности, общие для управляющих всех уровней производственных, организационных систем ........................................ 54 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. ШКОЛЫ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА .......... 6 1.1. Возникновение и развитие менеджмента ......... 6 1.2. Школа научного управления Ф.У. Тейлора ... 7 1.3. Административная (классическая) школа менеджмента ................................................................ 11 1.4. Школа бюрократического менеджмента .......... 15 1.5. Школа психологии и человеческих отношений .................................................................... 17 1.6. Школа науки управления (количественная школа) ......................................... 21 1.7. Доктрина «производственной демократии» .... 27 Контрольные вопросы к главе 1 ........................................................ 28 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ................................... 30 2.1. Американская модель менеджмента .................. 30 2.2. Японская модель менеджмента ............................ 33 2.3. Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда ............................................. 36 2.4. Шведская модель социализма Г. Мюрдаля ..... 39 2.5. Российская модель менеджмента ........................ 41 Контрольные вопросы к главе 2 ........................................................ 46 ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ......................... 47 3.1. Понятие методологии: сущность, структура, концептуальные уровни .......................................... 47 168 Контрольные вопросы к главе 3 ........................................................ 54 ГЛАВА 4. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ...................... 55 4.1. Современное представление о менеджменте организации ................................................................. 55 4.2. Концепция конкурирующих ценностей как модель .................................................................... 56 4.3. Функциональная модель организации .............. 58 4.4. Миссия и цели организации .................................. 64 Контрольные вопросы к главе 4 ........................................................ 67 ГЛАВА 5. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ................................. 68 5.1. Общие функции менеджмента .............................. 68 5.2. Объектные специальные функции ...................... 70 5.3. Объектные конкретные функции ........................ 70 Контрольные вопросы к главе 5 ........................................................ 71 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА ...................................... 73 6.1. Организационно-распорядительные методы ... 73 6.2. Экономические методы ........................................... 75 6.3. Социально-психологические методы ................. 77 Контрольные вопросы к главе 6 ........................................................ 78 ГЛАВА 7. ФОРМЫ ВЛАСТИ, СТИЛИ РУКОВОДСТВА, ЛИДЕРСТВО ..................................................................... 79 7.1. Формы власти ............................................................. 79 7.2. Стили руководства .................................................... 80 7.3. Лидерство ..................................................................... 83 Контрольные вопросы к главе 7 ........................................................ 84 169
Стр.85
ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ .................................................................. 85 8.1. Организационная структура управления: понятие, элементы и связи, уровни управления ................................................... 85 8.2. Типовые организационные структуры управления ................................................................... 87 Контрольные вопросы к главе 8 ........................................................ 94 ГЛАВА 9. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИЗМА ........................................................................... 97 9.1. Отличительные черты туристских услуг .......... 97 9.2. Производственный процесс туроператора ....... 99 9.3. Специальные и конкретные функции управления турфирмой ........................................... 102 Контрольные вопросы к главе 9 ........................................................ 104 ГЛАВА 10. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ........................................................... 105 10.1. Сущность и структура внутрифирменного планирования ......................................................... 105 10.2. Стратегическое и текущее планирование .... 106 10.3. Бизнес-планирование .......................................... 106 10.4. Сетевое планирование и управление ............. 111 Контрольные вопросы к главе 10 ...................................................... 127 ГЛАВА 11. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ......................... 128 11.1. Понятие управленческого решения: сущность, классификация ................................. 128 11.2. Процесс подготовки, принятия и реализации управленческого решения ..... 132 11.3. Факторы, влияющие на принятие решения .................................................................... 136 Контрольные вопросы к главе 11 ...................................................... 139 ГЛАВА 12. МОТИВАЦИЯ ТРУДА ............................................... 140 12.1. Содержательные теории мотивации .............. 140 12.2. Процессуальные теории мотивации .............. 143 170 171 12.3. Партисипативное мотивирование ................... 144 12.4. Типы трудовой мотивации работников ........ 146 Контрольные вопросы к главе 12 ...................................................... 147 ГЛАВА 13. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ ....................... 148 13.1. Типы конфликтов ................................................. 148 13.2. Причины конфликтов ......................................... 151 13.3. Управление конфликтной ситуацией ............ 153 Контрольные вопросы к главе 13 ...................................................... 157 ГЛАВА 14. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ............ 158 14.1. Понятие эффекта и эффективности .............. 158 14.2. Эффективность менеджмента .......................... 161 14.3. Использование показателей эффективности менеджмента в управлении турфирмой ............................................................... 163 Контрольные вопросы к главе 14 ...................................................... 165 Литература ............................................................................................... 166
Стр.86
Учебное издание КЛЮЧНИКОВ Анатолий Васильевич ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Учебное пособие Ответственный за выпуск Е.А. Семина – директор редакционно-издательского центра РМАТ Редактор-корректор И.В. Мушкарина Художник А.Г. Никоноров Художественный редактор Л.В. Дружинина Компьютерная верстка О.А. Котелкиной Подписано в печать 26.01.2010. Формат 60901 /16 . Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 10,75. Уч.-изд. л. 10,8. Тираж 1000 экз. Изд. № 1474. Заказ № ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18. Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90. Сайт: www.sovsportizdat.ru E-mail: sovsport@mail.tascom.ru Отпечатано с электронной версии в ООО «Великолукская городская типография». 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12. Тел./факс (81153) 3-62-95. E-mail: zakaz@veltip.ru 172
Стр.87

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.