ВСЕРОССИЙСКИЙ
научно-практический журнал
4 • 2008
Главный редактор:
Кулов Н.Н.
д.т.н., проф., заместитель председателя Научного
совета РАН по научным основам химической
технологии, вице-президент Российского химического
общества им. Д.И. Менделеева
Заместитель главного редактора:
Мельников И.О.
к.х.н., заведующий сектором прикладной экологии
воды Института общей и неорганической химии
им. Н.С. Курнакова РАН
Выпускающий редактор:
Шаги-Мухаметова Ф.Ф.
к.б.н., ст.н.с. Института биохимии им. А.Н. Баха
РАН
Редакционная коллегия:
д.х.н., проф. Артемов À.Â.;
д.т.н., проф. Барзов À.À.;
к.х.н., проф. Беренгартен Ì.Ã.;
к.х.н. Бусыгина Í.Ñ.;
к.х.н., доц. Глубоков Þ.Ì.;
к.х.н. Елинсон È.Ñ.;
проф. Кролли Î.À.;
к.х.н. Куцева Í.Ê.;
д.т.н., проф. Самонин Â.Â.;
к.б.н., ст.н.с. Стукачева Å.À.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере массовых коммуникаций, связи
и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации
СМИ ПИ №ФС77-31640 от 10.04.2008 г.
АДРЕС ДЛЯ ПИСЕМ:
117049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8
ТЕЛ./факс: (495) 6486241
EMAIL:
editor@watchemec.ru
market@watchemec.ru
info@watchemec.ru
(по вопросам публикации статей),
(по вопросам размещения рекламы и подписки),
(по общим вопросам)
За достоверность сведений, указанных в рекламных объявлениях,
ответственность несут рекламодатели. Точка зрения
редакции может не совпадать с мнением авторов
При перепечатке ссылка на журнал «ВОДА: Химия и экология»
обязательна
Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак».
Тираж 3000 экз.
© ООО Издательство «Креативная экономика», 2008.
Дизайн и компьютерная верстка – Егоров Г.Д., Столбова М.С.
Фото – Вадим Богданов
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы образования
2 А.К. Фролкова, Е.И. Хабарова
ческого образования
6 В.В. Тарасов
Очистка воды от микрокапель органических жидкостей
методом гидродинамической адагуляции
Химия и технология водных растворов
17 М.Г. Беренгартен, М.А. Булатов, Дж. Хаддад
Подготовка водных растворов Гуммиарабика для
использования в пищевой промышленности
26 Обзор патентов
Гидробиология
27 Н.М. Мингазова, В.М. Ахатова
Роль зооценозов малых пойменных озер урбанизированной
территории
35 Ф.М. Хасаева, П.Б. Терентьев
Изучение начальных путей катаболизма пиридина
штаммом Arthrobacter sр. КМ-4
Short communications
41 М.А. Егоров
Очистка питьевой воды с помощью природного сорбента
ракушечника
44 Анонс конференций
46 Правила оформления статей для публикации в журнале
«ВОДА: ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ»
Вода как объект химико-технологического и экологиТехнологии
промышленной и бытовой очистки вод
Стр.1
ВОДА как объект
ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
и ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Знания о воде, водных средах, особенностях водопользования
и водопотребления, а также навыки инженерного
и организационного решения в воднохозяйственном секторе
в значительной степени способствуют формированию очень
важных для химиков-технологов компетенций, связанных
с рациональным природопользованием и защитой окружающей
среды. В статье (на примере воды как объекта изучения)
рассмотрены основные аспекты объективного единcтва
химико-технологического и экологического образования.
юбая химико-технологическая система
(ХТС) может рассматриваться как
совокупность шести подсистем, определяющих
принципиальную возможность
организации производства нового перспективного
продукта и оптимальные технологические
и экономические параметры функционирования
системы в целом [1]. Выделяют
четыре внутренних подсистемы:
физико-химических свойств и термодинамических
параметров;
процесса;
аппарата;
управления.
Л
Каждая из этих подсистем является предметом
изучения определенной дисциплины.
Причем в первой и второй важную роль играет
вода, рассматриваемая в чистом виде
(растворитель, экстрагент, теплоноситель,
хладоагент) или в виде растворов, подлежащих
разделению (очистке). К внешним
подсистемам относятся экологическая и экономическая
подсистемы, которые являются
своеобразными социальными контролерами
ХТС и обладают правом «вето» на реализацию
конкретной технологии.
Модернизация высшего технического образования
и государственные образовательные
стандарты третьего поколения ориентируют
высшую школу на достижение конечного результата
в виде набора компетенций, востребованных
рынком труда. Несомненно, для
химиков-технологов в ряду общих и специфических
компетенций получение совокупности
навыков, связанных с рациональным
А.К. Фролкова,
д.т.н., проф.,
ректор Московской
государственной
академии тонкой
химической
технологии
им.М.В. Ломоносова
Å.È. Õàáàðîâà*,
к.х.н., доц.,
заведующая
кафедрой
прикладной экологии
и безопасности труда
Московской
государственной
академии тонкой
химической
технологии
им.М.В. Ломоносова
природопользованием и защитой окружающей
среды, является объективной необходимостью.
Целенаправленная
подготовка кадров экологического
профиля – специалистов-экологов
– сегодня реализуется по ограниченному
числу образовательных программ. Более
перспективным представляется следующее:
освоение будущими инженерами-технологами,
которые обучаются по широкому
спектру образовательных программ, экологически
оптимальных путей решения конкретных
технологических задач;
профессионально ориентированное обучение
в техническом вузе специалистов по
управлению экологической безопасностью в
рамках смежных экономических и социальных
специальностей;
экологизация любого образования через
экологизацию сознания, т.е. умение оценивать
социо-эколого-экономические последствия
профессиональной деятельности.
Возможности приведенных направлений наглядно
могут быть продемонстрированы на
примере одного из важнейших объектов –
воды.
Высшая школа, представленная сегодня
высококвалифицированными научно-педагогическими
кадрами, всегда оперативно
реагирует на проблемы, встающие перед
обществом, постоянно совершенствуя теоретические
и практические блоки учебных
программ и дисциплин. Так, с 1977 г., с конференции
в Мар-дель-Плата (Аргентина)
внимание общественности стало привлекаться
к теме качества и количества пресных
водных ресурсов как необходимого условия
устойчивого развития общества. Тема воды
является предметом дискуссий на всех крупнейших
форумах планеты в последние 30 лет.
В 2004 г. на Всемирном Форуме по проблемам
урбанизации, проходившем в Барселоне,
Международный Зеленый Крест объявил
о старте всемирной кампании в поддержку
всеобщего права на воду, рассматриваемого
как неотъемлемая часть других признанных
* Адрес для корреспонденции: Khei-mitht@mail.ru
2
А.К. Фролкова и др. // ВОДА: ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ №4, октябрь 2008 г. с. 2-5.
Стр.2
прав: права на жизнь, на достаточный материальный
уровень, на здоровье, на жилище
и на питание [2]. В 2005 г. в Мадриде была
подписана Европейская декларация о новой
культуре водопользования, предполагающая
соблюдение принципа возмещения затрат в
качестве основного критерия экономической
рациональности использования водных ресурсов
[3]. Множество национальных и международных
мероприятий по решению водных
проблем проводится под эгидой ООН.
В частности, 1980–1989 гг. были объявлены
Международным десятилетием питьевого
водоснабжения и санитарии, а 2005–2015 гг.
– Международным десятилетием действий
«Вода для жизни» [4].
Нет сомнения, что вода занимает особое место
в жизни человечества. Она является обязательным
элементом живой материи и подчас
необходимым компонентом косного и
биокосного веществ. Вода выступает в роли
теплоносителя, сырья, вспомогательного материала,
рекреационного ресурса, живительной
влаги. Наличие водных пространств и
содержание водяного пара в атмосфере определяют
климат и погоду на Земле. Сила
падения воды приводит в действие турбины
гидроэлектростанций. Количество вариантов
водопотребления и водопользования огромно.
Между
тем, в настоящее время, при все большем
разнообразии потребностей в воде, имеют
место спад предложения и рост спроса на
воду. Следовательно, говоря о воде, акваэкосистемах,
водообеспеченности территориально-производственных
комплексов любой
высококвалифицированный специалист должен
подразумевать экологические, экономические,
социальные, политические [5] и технические
[6,7] аспекты, взаимосвязанные и
взаимообусловленные водными ресурсами.
Студенты Московской государственной
академии тонкой химической технологии
(МИТХТ) им.М.В. Ломоносова изучают
вопросы, имеющие отношение к воде, водообмену
в живой и неживой природе, преимущественно
используемым сегодня так
называемым «мокрым» технологиям, на протяжении
всего периода обучения. Особенности
воды и водных растворов – сведения,
изучаемые неорганической [8], органической
[9], коллоидной [10] и физической [11] химией.
Свойства, приобретаемые в присутствии
тех или иных добавок, – объект рассмотрения
качественной и количественной аналитической
химии [12]. Фундаментальная ценность
воды, обострение дефицита пресной
воды и пророчество водных войн, рамочная
водная директива как третье поколение основных
инициатив в области водной политики
– предметная область для обсуждения на
занятиях гуманитарного блока [13]. Технобиогеохимический
цикл Н2О, грандиозные
проекты перераспределения речных стоков
или буксировки антарктических айсбергов
к берегам пустынь – материал курса «Основы
экологии» [14]. Использование воды
для промышленных целей рассматривается
в дисциплинах общепрофессионального
цикла: «Безопасность жизнедеятельности»
[15,16], «Общая химическая технология»
[17], «Процессы и аппараты химических технологий»
[18], «Оборудование заводов» [19],
а также в специальных дисциплинах. Повышение
продуктивности воды, интегрированное
управление водными ресурсами и гидроаудит
в рамках современного технического
уровня производства – сфера интересов не
только промышленной экологии, но также
экологического менеджмента и экологического
аудита [20].
Студенты МИТХТ им. М.В. Ломоносова
имеют возможность целенаправленно экспериментировать
с водными объектами: проводить
сравнительный анализ разных типов
вод: дистиллированной, дождевой, талой,
водопроводной, речной и других водных образцов;
оценивать обусловленные примесями
параметры: электропроводность, теплоемкость,
кислотность, цветность, мутность
водных растворов; создавать различные буферные
смеси и т.д.
Важным является направление изучения
свойств промышленных смесей, содержащих
воду в различных количествах. Исследование
фазовых равновесий жидкость–пар,
жидкость–жидкость таких систем, изучение
общих термодинамико-топологических закоВопросы
образования
3
Стр.3