Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Первая помощь при травмах и заболеваниях в детской оториноларингологии : методические рекомендации (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБулгакова
АвторыТихонюк В.П.
ИздательствоКемГМА
Страниц58
ID270460
АннотацияВ методических рекомендациях для специалистов сестринского дела лечебно-профилактических учреждений педиатрического профиля, персонала немедицинских детских учреждений и населения изложены алгоритмы действий при неотложных состояниях в оториноларингологии у детей, представлены современные сведения о методике выполнения процедур и манипуляций в домашних условиях, которые дают четкое представление о необходимом объеме действий и их последовательности. Рекомендовано специалистам немедицинских детских учреждений и населению для самостоятельного изучения, а также практикующим медицинским сестрам участковой педиатрической сети для эффективной санитарно-просветительской работы с населением.
Булгакова, И.С. Первая помощь при травмах и заболеваниях в детской оториноларингологии : методические рекомендации / В.П. Тихонюк; И.С. Булгакова .— Кемерово : КемГМА, 2011 .— 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/270460 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кемеровская государственная медицинская академия ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ДЕТСКОЙ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ Методические рекомендации Кемерово КемГМА 2011 2 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию ГУЗ «Кемеровская областная клиническая больница » ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ДЕТСКОЙ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ Методические рекомендации Кемерово КемГМА 2011 Первая помощь при травмах и заболеваниях в детской оториноларингологии: метод. рек. <...> В методических рекомендациях для специалистов сестринского дела лечебно-профилактических учреждений педиатрического профиля, персонала немедицинских детских учреждений и населения изложены алгоритмы действий при неотложных состояниях в оториноларингологии у детей, представлены современные сведения о методике выполнения процедур и манипуляций в домашних условиях, которые дают четкое представление о необходимом объеме действий и их последовательности. <...> Рекомендовано специалистам немедицинских детских учреждений и населению для самостоятельного изучения, а также практикующим медицинским сестрам участковой педиатрической сети для эффективной санитарно-просветительской работы с населением. <...> Рецензенты: Казакова Л. М. – профессор кафедры госпитальной педиатрии ГОУ ВПО КемГМА Росздрава, заслуженный врач России; Теплов А. В. – ведущий оториноларинголог ДОЗН КО; Кандауров И. Ф. – канд. мед. наук, ассистент кафедры оториноларингологии ГОУ ВПО КемГМА Росздрава. <...> Химические ожоги ротовой полости, глотки и пищевода 34 <...> Закапывание капель в наружный слуховой проход (ухо) 40 <...> В этой ситуации ответственность за здоровье ребенка ложится на родителей и людей (часто немедицинских специальностей), оказавшихся рядом. <...> В таких случаях первая помощь является средством сохранения жизни больного ребенка и избавления его от тяжелейших осложнений. <...> Издание включает <...>
Первая_помощь_при_травмах_и_заболеваниях_в_детской_оториноларингологии _методические_рекомендации.pdf
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию ГУЗ «Кемеровская областная клиническая больница » ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ДЕТСКОЙ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ Методические рекомендации Кемерово КемГМА 2011
Стр.3
Первая помощь при травмах и заболеваниях в детской оториноларингологии: метод. рек. / И. С. Булгакова, Е. В. Шабалдина, В. П. Тихонюк, Л. В. Кравченко. – Кемерово: КемГМА, 2011. – 55 с. В методических рекомендациях для специалистов сестринского дела лечебно-профилактических учреждений педиатрического профиля, персонала немедицинских детских учреждений и населения изложены алгоритмы действий при неотложных состояниях в оториноларингологии у детей, представлены современные сведения о методике выполнения процедур и манипуляций в домашних условиях, которые дают четкое представление о необходимом объеме действий и их последовательности. Рекомендовано специалистам немедицинских детских учреждений и населению для самостоятельного изучения, а также практикующим медицинским сестрам участковой педиатрической сети для эффективной санитарно-просветительской работы с населением. Рецензенты: Казакова Л. М. – профессор кафедры госпитальной педиатрии ГОУ ВПО КемГМА Росздрава, заслуженный врач России; Теплов А. В. – ведущий оториноларинголог ДОЗН КО; Кандауров И. Ф. – канд. мед. наук, ассистент кафедры оториноларингологии ГОУ ВПО КемГМА Росздрава. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2011 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ДЕТСКОЙ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ 1.1. Острый стеноз гортани 1.2. Носовое кровотечение 5 7 7 8 1.3. Инородное тело наружного слухового прохода (уха) 10 1.4. Инородное тело носа 1.5. Инородное тело пищевода 1.6. Инородное тело дыхательных путей 1.7. Отморожение ушной раковины, наружного носа 1.8. Паратонзиллярный абсцесс 1.9. Фурункул наружного слухового прохода (уха) 1.10. Фурункул преддверия полости носа 1.11. Отрыв ушной раковины, носа 1.12. Травмы и переломы носа 1.13. Острый отит 1.14. Травмы уха 1.15. Химические ожоги ротовой полости, глотки и пищевода 1.16. Укушенные раны уха, носа 12 13 15 18 21 21 22 24 25 28 30 34 36 3
Стр.5
Раздел 2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЦЕДУР И МАНИПУЛЯЦИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ 2.1. Закапывание капель в нос 2.2. Закапывание капель в наружный слуховой проход (ухо) 2.3. Измерение температуры тела в подмышечной впадине 2.4. Теплая ножная ванна 2.5. Согревающий компресс на ухо (влажный) 2.6. Согревающий компресс (сухой) 2.7. Туалет наружного слухового прохода (уха) 2.8. Туалет носа ребенка старшего возраста 2.9. Туалет носа ребенка младшего возраста 2.10. Паровая ингаляция Раздел 3. СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 39 39 40 41 42 43 45 46 47 49 50 52 54 55 4
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Эффективность лечебной помощи больным детям зависит от времени, прошедшего от начала заболевания или травмы до момента обращения в медицинское учреждение. В этой ситуации ответственность за здоровье ребенка ложится на родителей и людей (часто немедицинских специальностей), оказавшихся рядом. Именно от их грамотных действий зависит дальнейшее течение и прогноз заболевания. Наиболее часто поводом к обращению детей в лечебнопрофилактические учреждения являются острые воспалительные процессы ЛОР-органов (48,8 %), инородные тела уха и верхних дыхательных путей (20 %), кровотечения (10,8 %), а также механические травмы (16 %). Заболевания и травмы могут сопровождаться тяжелыми явлениями – резкими болями, кровотечением, расстройством дыхания и другими симптомами. В таких случаях первая помощь является средством сохранения жизни больного ребенка и избавления его от тяжелейших осложнений. При ряде критических состояний средним медицинским работникам, а также родителям необходимо уметь своевременно распознать их, оказать первую помощь и доставить ребенка в соответствующее лечебное учреждение. Овладение приемами оказания неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, а также совершенствование практических навыков являются важной и актуальной прикладной задачей. Цель данных методических рекомендаций – повышение уровня грамотности населения по вопросам оказания первой помощи и улучшения качества выполнения медицинских процедур и манипуляций детскому населению при оториноларингологической патологии. Издание включает разделы «Первая помощь при травмах и заболеваниях в детской оториноларингологии», «Выполнение простых медицинских процедур и манипуляций в домашних условиях» и «Словарь медицинских терминов в оториноларингологии». В первом разделе освещены наиболее часто встречающиеся заболевания и неотложные состояния, с которыми приходится сталкиваться родителям и специалистам со средним медицинским образованием в своей практической деятельности. Особое внимание уделено алгоритмам оказания неотложной помощи, особенностям 5
Стр.7
транспортировки больных детей. Настоящее методическое издание помогает решить следующие задачи: 1) определение характера внезапно возникшего заболевания или травмы уха, горла, носа, верхних дыхательных путей; 2) оказание первой помощи согласно принципу «не навреди»; 3) обеспечение своевременной транспортировки больного в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для оказания специализированной медицинской помощи. Во втором разделе представлены современные сведения о методике выполнения простых медицинских процедур и манипуляций, технике ухода за больными детьми с патологией ЛОР-органов. Информация поможет специалистам сестринского дела приобрести необходимые знания для активного информирования и обучения населения, родителям – самостоятельно и грамотно выполнять назначения врача в полном объеме. Третий раздел «Словарь медицинских терминов в оториноларингологии» содержит определения наиболее часто употребляемых медицинских терминов и понятий в оториноларингологии. Методические рекомендации позволят повысить знания всех специалистов сестринского дела, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях и амбулаторно-поликлинической сети, родителей и других категорий населения по вопросам оказания первой помощи в детской оториноларингологии и уходу за ребенком в домашних условиях. 6
Стр.8
Раздел 1. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ДЕТСКОЙ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ 1.1. Острый стеноз гортани Острый стеноз гортани (острый стенозирующий ларингит, подскладочный ларингит, ложный круп) – состояние, возникающее при воспалении слизистой оболочки и сужении просвета гортани, характеризующееся развитием явлений недостаточности. Внешние проявления: – Осиплость голоса. – Грубый «лающий» кашель. – Затрудненный вдох. – Беспокойство, чувство страха. – Повышение температуры тела. – Учащенное дыхание, слышимое на расстоянии. – Синюшность носогубного треугольника. – Заложенность и выделения из носа. – В акте дыхания участвуют вспомогательные мышцы: крылья носа, межреберные мышцы, диафрагма и др. – Возникает чаще в ночное время суток, внезапно. Возможные причины: наиболее часто возникает у детей первых трех лет жизни на фоне острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ). Факторы, способствующие развитию острого стеноза гортани: – Анатомо-физиологические особенности гортани у детей раннего возраста: узкий просвет, быстрое развитие отека и др. – Предрасположенность ребенка к аллергическим заболеваниям. Что делать? – Усадите или уложите ребенка с приподнятыми головой и верхней частью туловища. Маленького ребенка взять на руки (по возможности) в вертикальном положении. – Постарайтесь создать спокойную обстановку, успокоить ребенка. – Расстегните одежду, стесняющую движения грудной клетки. – Обеспечьте доступ свежего воздуха – проветрите помещение. – Постарайтесь максимально увлажнить воздух в помещении: используйте аэроионизатор, влажные пеленки, простыни, закройте 7 дыхательной
Стр.9
1.8. Паратонзиллярный абсцесс Паратонзиллярный абсцесс – воспалительный очаг, скопление гноя в стенке глотки около небной миндалины. Образуется чаще на 7–10-й день заболевания ангиной. Внешние проявления: – Сильная боль в горле с одной стороны, отдающая в ухо, зубы. – Боль в горле, усиливающаяся при глотании, кашле, повороте головы. – Повышение температуры тела, озноб. – Возможно затруднение дыхания, голос приобретает гнусавый оттенок. – Затруднение, боль при раскрытии рта, отказ от пищи и питья. Инфекция может распространиться на органы, находящиеся рядом (полость черепа, крупные сосуды шеи и др.), и вызвать серьезные осложнения. Возможные причины: – Является осложнением ангины или хронического тонзиллита. – Возникает чаще на фоне снижения иммунитета и неполноценного или рано прекращенного лечения. Что делать? Как можно быстрее получить специализированную медицинскую помощь. Куда обращаться? Вызовите скорую медицинскую помощь (03) либо обратитесь к оториноларингологу в поликлинику или стационар по месту жительства. 1.9. Фурункул наружного слухового прохода (уха) Фурункул уха – острое гнойно-некротическое воспаление волосяного фолликула и окружающей ткани, развившееся в наружном слуховом проходе в результате внедрения инфекции. Внешние проявления: – Сильная боль в ухе, отдающая в глаз, зубы, шею. – Усиление боли при жевании, глотании, разговоре. 21
Стр.23
Раздел 2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЦЕДУР И МАНИПУЛЯЦИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ 2.1. Закапывание капель в нос Цель процедуры: достижение лечебного эффекта по назначению врача. Медицинские показания: острые и хронические заболевания полости носа, профилактика вирусных заболеваний. Подготовка к процедуре: 1. Подготовьте необходимое оснащение: лекарственное средство (капли), пипетку, салфетки, емкость с водой 50–60 С. 2. Сверьте название лекарственного средства с назначением врача. 3. Вымойте и осушите руки. 4. Флакон с лекарственным препаратом поставьте в емкость с водой (50–60 С) и подогрейте до температуры тела (37 С). 5. Ребенка старшего возраста усадите, маленького – уложите на спину. 6. При необходимости очистите носовые ходы ребенка от отделяемого (слизи, гноя, корочек). Выполнение процедуры: 1. Придайте ребенку правильное положение: слегка запрокиньте голову малыша и поверните ее в сторону той половины носа, куда закапываете капли. 2. Наберите в пипетку лекарственное средство. 3. Приподнимите кончик носа ребенка большим пальцем левой руки (если вы правша). 4. Закапайте 2–3 капли лекарственного средства по наружной стенке в одну половину носа. 5. Оставьте голову ребенка в наклоненном положении. 6. Через 1–2 минуты, соблюдая те же правила, закапайте капли в другую половину носа: – Закапываете в правую половину носа – голова ребенка наклонена вправо, вводите капли по правой наружной стенке носа. – Закапываете в левую половину носа – голова ребенка наклонена влево, вводите капли по левой наружной стенке носа. 39
Стр.41
Раздел 3. СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ Аденоидит – воспаление глоточной миндалины. Аденоиды – глоточная миндалина. Аудиология – наука, изучающая проблемы слуха. Афония – отсутствие звучного голоса при сохранении шепотной речи. Вакцинация – процесс иммунизации, осуществляемый путем введения в организм вакцины. Применяется для защиты людей и животных от инфекционных заболеваний. Вакцина – биологический препарат, содержащий частицы микроорганизмов, способный формировать в организме прививаемого специфический противоинфекционный иммунитет за счет мобилизации механизмов иммунологической памяти. Применяется для профилактики инфекционного заболевания. Дыхательная недостаточность – недостаточная функция внешнего дыхания, которая не обеспечивает нормальный газовый состав крови. Инфекция (лат. заражение) – биологическое явление, характеризующееся взаимодействием макро- и микроорганизмов, имеющее антагонистический характер. Иммунитет (греч. свобода от чего-либо) – совокупность свойств и механизмов, обеспечивающих постоянство состава организма и его защиту от инфекционных и других чужеродных для него агентов. Ларингит – воспаление гортани. Ларингоскопия – осмотр гортани. Логопедия – наука о лечении и профилактике дефектов речи. Отиатрия – наука о лечении и профилактике болезней уха. Отит – воспаление уха. Отогематома – кровоизлияние между хрящом и надхрящницей ушной раковины. Отомикоз – грибковое поражение кожи наружного слухового прохода. Оториноларингология – наука, изучающая болезни уха, горла, носа и верхних дыхательных путей. Отоскопия – осмотр уха. Одышка инспираторная – дыхание с затрудненным вдохом. 52
Стр.54
Учебное издание Булгакова Ирина Сергеевна Шабалдина Елена Викторовна Кравченко Лариса Владимировна Тихонюк Владислав Петрович ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ДЕТСКОЙ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ Методические рекомендации Корректор, технический редактор – Вавилова К. М. Художественный редактор – Сапова Т. А. Ответственный редактор – Шабалдина Е. В. Подписано в печать 06.10.2009. Тираж 200 экз. Формат 2130½. Условных печатных листов 3,2. Печать трафаретная. Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. http://www.kemsma.ru/rio/ Требования к авторам: http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml 56
Стр.58

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.