С. КЬЕРКЕГОР КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ
В ФИЛОСОФИИ Л. ШЕСТОВА
В.В Лашов, Н.Б. Тетенков
В статье даѐтся определение концептуального персонажа, рассматриваются его основные
особенности. Авторы статьи утверждают, что С. Кьеркегор использовал в своих работах
концептуальных персонажей, и эту особенность его философии воспринял Л. Шестов, который и из С.
Кьеркегора создал концептуального персонажа.
Ключевые слова: Кьеркегор, Шестов, Делѐз, концепт, концептуальный персонаж, вера, разум
Прежде чем обратиться к теме, заявленной в статье, мы рассмотрим понятие
«концептуальный персонаж». Это понятие было введено в научный оборот Ж.
Делѐзом и Ф. Гваттари в книге «Что такое философия?»[1], в которой они определяют
философию не как созерцание, не как рефлексию, не как коммуникацию, а как
дисциплину, заключающуюся в творчестве концептов. Философ конструирует
концепты, которые, с одной стороны, несут на себе печать их создателя, а с другой
стороны, получают автономное существование в концептуальных персонажах. Ж.
Делѐз и Ф. Гваттари не дают чѐткого определения, что такое концептуальный
персонаж, сосредоточив своѐ внимание на особенностях, присущих концептуальному
персонажу.
По, Ж. Делѐзу и Ф. Гваттари, к особенностям концептуального персонажа
относится то, что концептуальный персонаж не представляет философа, не является
его alter ego, наоборот, «философ предоставляет лишь телесную оболочку
персонажей для своего главного концептуального персонажа и всех остальных,
которые служат высшими заступниками, истинными субъектами его философии»[2].
Концептуальные персонажи становятся «гетеронимами» философа, а имя самого
философа – псевдонимом для его персонажей: «Философ – это идиосинкразия его
концептуальных персонажей»[3].
Таким образом, концептуальный персонаж полностью независим, автономен
по отношению к философу, говорит и действует от имени собственного «Я». Сам
философ обезличивается до местоимения «он», становится летописцем,
фиксирующим действия персонажей, никак их не комментируя, или действует в
качестве одного из персонажей, но в этом случае он равноправен по отношению к
другим концептуальным персонажам. Иными словами, философ отказывается от
положения абсолютного, объективного наблюдателя, вещающего с точки зрения
вечности, а сам становится участником событий, заведомо признавая субъективность
собственных суждений.
Другой особенностью концептуальных персонажей является отсутствие
деления на симпатических, выражающих авторскую точку зрения, и антипатичных
персонажей, чьи взгляды подвергаются критике и считаются ошибочными. Данная
особенность вытекает из равноправия персонажей: они могут демонстрировать как
позитивное, так и негативное движение мысли, но и то, и другое движение являются
необходимым условием развития мысли, и ни одному из них нельзя отдать
приоритет. Негативное движение мысли приводит к тому, что концептуальный
персонаж может приобрести антипатичного двойника, который будет слит с
симпатичным персонажем: это Заратустра с шутом-пересмешником, Дионис с
Христом, Сократа же невозможно представить себе без софиста. Антипатичные
персонажи «всецело принадлежат начертанному философом плану и сотворѐнным
Стр.1