И. И. Артемов, В. В. Келасьев, А. А. Генералова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗРУШЕНИЯ
ЛИСТОВОЙ РЕССОРЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация. <...> Представлены результаты экспериментальных исследований разрушения листовой рессоры транспортных средств. <...> Предложено оценивать поверхности разрушения методом акустической эмиссии и с использованием
теории фракталов. <...> Произведен сравнительный анализ результатов исследования, полученных при помощи метода акустической эмиссии, и оценочных параметров, используемых в теории фракталов. <...> Листовая рессора является основным конструктивным элементом, определяющим ресурс системы подрессоривания транспортных средств. <...> Вибронагружение, воздействие
агрессивной внешней среды приводят к накоплению повреждений материала в поверхностных слоях контактирующих деталей, образованию микротрещин, их развитию вглубь и последующему разрушению детали (рис. <...> Малые циклические относительные перемещения сопряженных поверхностей
деталей могут приводить к развитию фреттинг-процесса. <...> В настоящее время подтверждено, что фреттинг снижает ресурс пакета листовой рессоры
на 28 % [2].
усталостная
трещина
замкового
соединения пакета
листовой рессоры
Рис. <...> 1 Разрушение листа рессоры после проведения
испытаний в замковом соединении
В данной работе проводились экспериментальные исследования изменений, происходящих при изнашивании на поверхностях листов рессоры автомобиля УАЗ-31512, и характеристик физико-механического состояния поверхности. <...> Поволжский регион
Причинами разрушения листа рессоры могут быть [3]:
– концентраторы напряжений в виде забоин, глубоких рисок, утонений,
рыхлостей, несплошности материала и др.;
– перегрев листа в процессе термообработки при изготовлении;
– недостаточное сопротивление усталости материала листа. <...> Разрушение листа в пакете обычно происходит в замке (соединение
нижнего листа по концам с верхним листом) или в районе центрального болта [3, 4]. <...> 2 <...>