ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
© Кром А. Е., 2014
ЭВОЛЮЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МИНИМАЛИЗМА
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ
Статья посвящена проблеме эволюции американского музыкального минимализма – от радикальных стилевых проявлений «классической фазы» 1960-х – первой половины 1970-х годов к постминималистским тенденциям последних десятилетий. <...> Автор фиксирует
константные и мобильные характеристики направления в творчестве
композиторов разных поколений, последовательно выявляя эстетические и художественные взаимосвязи с важнейшими явлениями современности (в первую очередь с ключевым стилем эпохи — постмодернизмом). <...> Ключевые слова: минимализм, постминимализм, постмодернизм, авангард, репетитивная техника, Ла Монт Янг, Терри Райли,
Стив Райх, Филип Гласс
Минимализм — одно из наиболее значи
тельных движений композиторского творчества
ХХ века, первое самостоятельное направление,
сложившееся в американском музыкальном ис
кусстве в 1960-х – первой половине 1970-х годов. <...> Его основоположники — яркие и самобытные
композиторы Ла Монт Янг, Терри Райли, Стив
Райх и Филип Гласс — сумели создать стиль,
выросший на основе общих философско-эсте
тических и художественных принципов. <...> К ним
относятся: отказ от традиционного драматурги
ческого профиля, характеризующегося причин
но-следственными связями и методом контраста,
в пользу медитативности, растворения в одном
эмоциональном состоянии; приверженность он
тологической концепции времени; принципиаль
ная техногенность (обращение к электроинстру
ментарию, микрофонам, специальным электри
ческим приборам); общность истоков (Восток,
массовые жанры (джаз и рок), американская и
европейская академическая музыка ХХ столетия,
экспериментальная традиция в искусстве США);
опыты в сфере нового синтеза искусств; на уров
не музыкального языка — бесконечная остинат
ность, многократная повторность как средство
погружения в транс (от бурдонирующих <...>