Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия науки  / №1 2013

МЕТАФИЗИКА: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРИНЦИПЫ НАУКИ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлев
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц17
ID268088
АннотацияКратко рассматривается предыстория проблемы метафизики бытия природы и человека. Анализируется ее современное состояние в общефилософском, религиозном и естественно-научном контекстах. Обосновывается определение метафизики как ядра духовной теоретической деятельности – совокупности креативов-эйдосов, являющихся фундаментом исследовательских программ науки. Выделяются семь бинарно-взаимодополнительных метафизических программ Античности, определивших в дальнейшем основные направления научной деятельности.
УДК16
Яковлев, В.А. МЕТАФИЗИКА: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРИНЦИПЫ НАУКИ / В.А. Яковлев // Философия науки .— 2013 .— №1 .— С. 3-19 .— URL: https://rucont.ru/efd/268088 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№1 (56) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2013 Общие вопросы истории и философии науки МЕТАФИЗИКА: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРИНЦИПЫ НАУКИ* В.А. Яковлев Кратко рассматривается предыстория проблемы метафизики бытия природы и человека. <...> Анализируется ее современное состояние в общефилософском, религиозном и естественно-научном контекстах. <...> Обосновывается определение метафизики как ядра духовной теоретической деятельностисовокупности креативов-эйдосов, являющихся фундаментом исследовательских программ науки. <...> Выделяются семь бинарно-взаимодополнительных метафизических программ Античности, определивших в дальнейшем основные направления научной деятельности. <...> Ключевые слова: метафизика, бытие, креативы, принципы, оппозиции, инновации, программы «Метафизика – попытка постичь мир как целое с помощью мысли». <...> Рассел Смысл и содержание понятия «метафизика» изменялись в ходе развития философии. <...> Андроник Родосский, систематизатор и издатель рукописей Аристотеля, живший на два века позже самого Стагирита, при их издании, вероятно, руководствовался простым принципом: те книги, которые озаглавил сам автор, вышли под названием «Физика», а все остальные получили общее название «Метафизика», т.е. «то, что идет после физики». <...> Второй смысл, и его придерживается большинство исследователей творчества Аристотеля, связан с интерпретацией «мета» как чего-то «сверх», «в основе» физики, а значит, всего мироздания. <...> Метафизика («первая философия») изучает начала и причины всего сущего, сверхчувственные, вечные и неподвижные сущности, а чувственное, подвижное и изменчивое изучает физика. <...> Далее Аристотель конкретизирует свое понимание «первой философии» в хорошо известной теории четырех первоначал бытия: материального, формального, движительного, энтелехиального. <...> Здесь важно подчеркнуть, что в дальнейшем метафизика ассоциируется не вообще со всем корпусом философского знания, а лишь с определенной его частью, касающейся <...>