Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторТихонов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц9
ID264001
АннотацияРассмотрена проблема соотношения физиологического и психического, отношения психической деятельности к ее органу - мозгу. Подчеркивается, что область сознания качественно отличается от нейрофизиологических процессов. Обозначены различные подходы к решению данной проблемы с последующей критической их оценкой.
УДК165
ББК87.22
Тихонов, А.С. Идеальность и действенность психики / А.С. Тихонов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2009 .— №1 .— С. 43-51 .— URL: https://rucont.ru/efd/264001 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассмотрена проблема соотношения физиологического и психического, отношения психической деятельности к ее органу – мозгу. <...> Подчеркивается, что область сознания качественно отличается от нейрофизиологических процессов. <...> Идеальность (иначе говоря – нематериальность) как общепризнанная характеристика психики до сих пор является кардинальным препятствием на пути к решению проблемы регулятивной ее функции. <...> Проблема возникает при теоретическом ответе на вопрос: каким же образом нематериальная психика может быть причиной материальных следствий? <...> Категория идеального – гносеологическая абстракция, отвлеченная от интроспективной видимости феномена психического образа. <...> Идеальное – результат двойного отвлечения от реальности: 1) как категория, т.е. абстракция от интроспективного феномена видимости; 2) как феноменальная видимость, отвлеченная от нейроотражения. <...> Ниже предпринимается анализ феноменологии отражения под углом зрения идеи относительности, обсуждается природа идеального с выходом за пределы гносеологии и наук о духе человека. <...> Феномен идеального, рассматриваемый как эффект относительности, имеет не только гносеологический (психологический), но и широкий онтологический статус существования. <...> Отражение трактуется в философской литературе как воспроизведение особенностей отражаемого объекта в соответствующих изменениях отражающего объекта. <...> В результате причинного воздействия происходит перенос упорядоченности от одного объекта к другому (В. С. Тюхтин, А. М. Коршунов). <...> Это общепринятое положение, отвечающее духу материалистического монизма, полностью теряет свой смысл, как только прилагается (применяется) к анализу психического отражения. <...> Чтобы отражение в мозгу могло приобрести качество психического отражения, ему недостаточно быть только отражением. <...> Тугаринова за аналогию психического отражения действительности с изображением на фотографии, В. М. Ковалгин пишет, что такие <...>