ЛОККА В статье рассматривается трактовка морали Ф. Ницше <...> , позволяющая расширить исследование морали и моральных учений, выявить универсальный и партикулярный уровень, которые могут быть присущи и общественной морали, и морали личностного совершенствования. <...> Автор рассматривает феномен ресентимента, существующий как самостоятельное явление в морали, явно или неявно присутствующий в рассматриваемых этических системах Т. <...> Предлагаемая трактовка обращена на выделение двойственного понимания нравственности в произведениях данных философов. <...> Во-первых, их философия дает представление о морали как неоднородном феномене, вовторых, можно встретить прямое определение феномена, которое позже в «Генеалогии морали» будет назван ресентиментом. <...> Мы полагаем, что ницшевское понимание нравственности строится на принятии морали как общественного феномена (практических ценностей и требований, регулирующих взаимодействие людей) и индивидуального феномена (личностного совершенствования, обращенного на человека как такового). <...> Общественно и личностно ориентированные нравственные программы предполагают у Ницше всеобщий (универсальный) и частный (партикулярный) уровни, отраженные им через аристократический («мораль господ») и плебейский («мораль рабов») способы оценивания соответственно. <...> Под универсальным уровнем морали мы понимаем непременное присутствие санкций высшего начала, абсолютной ценности, лежащие в основе морального функционирования – некой высшей для человека самоценной сущности; под частным уровнем – индивидуальный интерес, применимый в определенной ситуации и промежуток времени. <...> Сходное понимание универсального и партикулярного уровней морали отражено в статье А. В. Прокофьева «Универсальное и партикулярное содержание морали, или как возможны специальные нравственные обязанности? <...> . Аристократическую мораль Ницше выражает через идею сверхчеловека, идею «большой политики <...>