Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века. (220,00 руб.)

1   0
Издательство[Б.и.]
Страниц121
ID262326
АннотацияВ настоящем исследовании представлен анализ политики коммунистической партии в отношении Русской Православной Церкви в начале 20-х годов ХХ века на основе смоленских архивных материалов. Каждый отдельный период взаимоотношений Церкви и государства показан в развитии: механизм выработки и принятия ключевых политических решений в высших органах власти и реализации принятых решений по церковному вопросу в губернии и уездах. Борьба с Православной Церковью в провинции позволяет наиболее ясно определить и понять, с какой страшной силой пришлось столкнуться Церкви в XX веке. Особое внимание уделено описанию процесса изъятия церковных ценностей из храмов Смоленска и Смоленской области и последовавших за этим трагических событий – репрессий весны 1922 года. Книга предназначена историкам, краеведам всем интересующимся историей России и Смоленского края.
ISBN978-5-9902770-2-1
Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века. / Г. Урбанович .— : [Б.и.], 2012 .— 121 с. : ил. — ISBN 978-5-9902770-2-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/262326 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

40 Первые попытки церковных общин узаконить свое существование в новом государстве . <...> 47 Дело по обвинению епископа Варлаама (Ряшенцева) и монахинь Мазолевского монастыря в контрреволюции . <...> 56 Дело по обвинению духовенства в пьянстве . <...> 63 Дело по Обществу пособия бедным иудейского вероисповедания . <...> 90 Изъятие церковных ценностей в Смоленском Кафедральном Соборе . <...> 96 Изъятие церковных ценностей по Смоленской губернии . <...> 110 Раскол в духовенстве и второй этап изъятия ценностей . <...> Циркуляр по вопросу об отделении Церкви от государства . <...> Опись предметов Смоленского Успенского Собора, имеющих художественное, историческое и археологическое значение, переданных комиссией по изъятию церковных ценностей при Губисполкоме в ведение Смоленского Губмузея . <...> Опись изъятых церковных ценностей в пользу голодающих полномочной комиссией по изъятию церковных ценностей из Смоленского Кафедрального Успенского Собора . <...> Вторая глава «Антицерковная политика в 1917–1919 гг.» знакомит читателя с историческими событиями, связанными с антихристианской политикой большевиков на Смоленщине в период зарождения советской республики. <...> Источником для данной части работы явились архивные материалы двух смоленских архивов – Государственного архива Смоленской области (в дальнейшем – ГАСО) и Государственного архива новейшей истории Смоленской области (в дальнейшем – ГАНИСО) – бывшего партийного архива. <...> К сожалению, недоступными оказались районные (уездные) архивы, так как наиболее важные из них погибли во время Великой Отечественной войны (Вяземский и Рославльский филиалы ГАСО)1, а в настоящее время в районных архивах хранятся документы только послевоенных лет. <...> В третьей главе «Церковь и государство в 1920–1921 гг.» описывается положение Церкви в период военного коммунизма, отмечаются первые попытки церковных общин узаконить свое существование в новом государстве. <...> В Смоленске проходит ряд громких судебных процессов над духовными <...>
Церковь_и_советская_власть_в_Смоленске_в_20-е_годы_XX_века..pdf
Стр.1
Протоиерей Георгий Урбанович Церковь и советская власть в Смоленске в 20-å годы XX века (по материалам смоленских архивов) Смоленская Православная Духовная Семинария Смоленск 2012
Стр.2
УДК 322(47+57)(091)<1292> ББК 86.2 У69 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 12 – 217 – 1494 Рецензенты: Гавриленков А.Ф., доктор исторических наук, заведующий кафедрой социологии Смоленского государственного университета Георгий Митрофанов, прот., канд. философских наук, канд. богословия, профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Протоиерей Георгий Урбанович У69 Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века (по материалам смоленских архивов) - Смоленск, 2012. – ISBN 978-5-9902770-2-1 В настоящем исследовании представлен анализ политики коммунистической партии в отношении Русской Православной Церкви в начале 20-х годов ХХ века на основе смоленских архивных материалов. Каждый отдельный период взаимоотношений Церкви и государства показан в развитии: механизм выработки и принятия ключевых политических решений в высших органах власти и реализации принятых решений по церковному вопросу в губернии и уездах. Борьба с Православной Церковью в провинции позволяет наиболее ясно определить и понять, с какой страшной силой пришлось столкнуться Церкви в XX веке. Особое внимание уделено описанию процесса изъятия церковных ценностей из храмов Смоленска и Смоленской области и последовавших за этим трагических событий – репрессий весны 1922 года. Книга предназначена историкам, краеведам всем интересующимся историей России и Смоленского края. ISBN 978-5-9902770-2-1 УДК 322(47+57)(091)<1292> ББК 86.2 © Г. Урбанович, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ................................................................................. 5 ГЛАВА I. Формирование государственной политики советской власти в отношении Русской Православной Церкви ....... 10 ГЛАВА II. Антицерковная политика в 1917–1919 гг. ............. 24 Реквизиция монастырей и их имущества ................................ 25 Изъятие метрических книг ....................................................... 31 Вскрытие мощей ...................................................................... 35 ГЛАВА III. Церковь и государство в 1920–1921 гг. ................ 38 Церковь в годы военного коммунизма ..................................... 40 Первые попытки церковных общин узаконить свое существование в новом государстве ........................................ 42 Ликвидация Смоленского Епархиального Совета .................... 47 Дело по обвинению епископа Варлаама (Ряшенцева) и монахинь Мазолевского монастыря в контрреволюции ........................... 56 Дело по обвинению духовенства в пьянстве ............................ 63 Дело по Обществу пособия бедным иудейского вероисповедания ...................................................................................................65 Обвинительный приговор .........................................................68 Последствия судебных процессов 1920–1921 гг. ..................... 78 ГЛАВА IV. Изъятия церковных ценностей 1922–1923 гг. ..... 82 Голод в Поволжье и декреты Советского Правительства ........ 82 Подготовка кампании по изъятию церковных ценностей ....... 90 Изъятие церковных ценностей в Смоленском Кафедральном Соборе .......................................................................................96 Изъятие церковных ценностей по Смоленской губернии ...... 110 Раскол в духовенстве и второй этап изъятия ценностей ....... 119 Процесс смоленских церковников ......................................... 142 Итоги кампании по изъятию церковных ценностей .............. 164 Заключение ............................................................................... 176 Список сокращений ................................................................. 181 Библиография ........................................................................... 182 3
Стр.3
Оглавление Литература ............................................................................... 185 Фотоархив ................................................................................. 188 Приложение I. Действия и распоряжения правительства. Циркуляр по вопросу об отделении Церкви от государства ..................................... 209 Приложение II Карты и административно-территориальное деление Смоленской губернии (Западной области) 1916–1929 гг. ...... 214 Приложение III Канцелярия обер-прокурора синода. Группировка монастырей по их доходности в 1909 г. .................................................... 218 Приложение IV. Данные по вскрытию мощей на 1919 г. ................................ 220 Приложение V. Опись предметов Смоленского Успенского Собора, имеющих художественное, историческое и археологическое значение, переданных комиссией по изъятию церковных ценностей при Губисполкоме в ведение Смоленского Губмузея ..................... 222 Приложение VI. Опись изъятых церковных ценностей в пользу голодающих полномочной комиссией по изъятию церковных ценностей из Смоленского Кафедрального Успенского Собора .............. 228 Предисловие В последние годы появилось достаточно много публикаций, посвященных истории взаимоотношений Церкви и государства в 20-е годы XX века, основанных на архивных материалах. Серьезные и глубокие исследования проводятся в Москве и Санкт-Петербурге, т.к. самые значительные факты новейшей церковной истории связаны именно с этими городами, в провинции редко бывали крупные столкновения с представителями новой власти, не было и процессов над духовенством, подобных Московскому или Петроградскому. Но всё же, в столицах многое делалось напоказ, ради устрашения, а в губерниях и уездах проводилась «реальная» политика советской власти в отношении религии и Церкви. И именно по этой «провинциальной борьбе» можно наиболее ясно определить и понять, с какой страшной силой пришлось столкнуться Церкви в XX веке, можно увидеть весь сложнейший механизм уничтожения Русской Православной Церкви и религии вообще. Трагические события, проходившие на Смоленщине в 20-е годы XX века, неоднократно находили свое отражение как в газетных и журнальных статьях, так и в научных публикациях. Большая работа в этом направлении ведется в научно-образовательном центре «История советской и постсоветской России» при Смоленском государственном университете, где М. В. Каилем были подготовлены монографии по истории церковно-государственных отношений в начале XX века: «Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов» Смоленск, 2008; «Православная церковь и верующие Смоленской епархии в годы революций и гражданской войны» Москва, 2010. Автор вводит в научный обиход богатейший архивный материал, тем самым способствуя рассмотрению непростой темы взаимоотношений государственных структур и Церкви объективно и всесторонне. В основу настоящего исследования «Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века (по материалам смоленских архивов)» положена кандидатская диссертация «Гонения на Русскую Православную Церковь в Смоленске в 20-е годы XX века (по материалам смоленских архивов)», защищенная в Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1999 году. Работа, в силу объективных причин не опубликованная в свое время, тем не менее, не утратила своей актуальности, т. к. основана, прежде всего, на изучении и анализе региональных архивных 4 5
Стр.4
Введение документов и представляет осмысление описанных событий со стороны Церкви. В работе представлено исследование политики коммунистической партии в отношении Русской Православной Церкви в начале 20-х годов на основе смоленских архивных материалов (орфография и пунктуация в архивных документах и публикациях печати указанного периода в работе в целом сохранена). Анализ региональных документально-архивных материалов не позволяет представить в полной мере исторической картины гонений на Церковь, поэтому каждый период взаимоотношений Церкви и государства рассмотрен в развитии: механизм выработки и принятия ключевых политических решений в высших органах власти, прежде всего в Политбюро ЦК РКП(б) и реализации принятых решений по церковному вопросу в губернии и уездах. В рамках этого представляется важным рассмотреть проблему зарождения репрессивных методов управления, попытаться увидеть, какой орган власти и на каком этапе действительно руководил церковной политикой: местный партийный комитет, ГПУ или армия. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по 1923 гг. Этот временной интервал, в свою очередь, подразделяется на три этапа, в ходе которых государственная религиозная политика, приспосабливаясь и видоизменяясь в зависимости от внешних факторов, приобретала откровенно антицерковный и богоборческий характер. Первая глава исследования «Формирование государственной политики советской власти в отношении Русской Православной Церкви» имеет обзорный характер и представляет собой анализ становления советской религиозной политики на примерах декретов и постановлений новой власти. Вторая глава «Антицерковная политика в 1917–1919 гг.» знакомит читателя с историческими событиями, связанными с антихристианской политикой большевиков на Смоленщине в период зарождения советской республики. Включение этого материала является необходимым, так как уже в 1917–1919 годах были заложены и апробированы все основные методы уничтожения Церкви, а в 20-е годы эти методы только совершенствовались и оттачивались в конкретных условиях и на конкретных примерах. Вопрос об изменении государственной политики в отношении Церкви был лишь в том, в чьи руки переходили церковные дела – коммунистической партии, советской армии или 6 ГПУ. Именно этим могут объясняться временные резкие вспышки репрессий или периоды относительного затишья. Основная часть исследования (III и IV гл.) посвящена событиям, происходившим в Смоленске и некоторых городах губернии в первой половине 20-х годов. Источником для данной части работы явились архивные материалы двух смоленских архивов – Государственного архива Смоленской области (в дальнейшем – ГАСО) и Государственного архива новейшей истории Смоленской области (в дальнейшем – ГАНИСО) – бывшего партийного архива. К сожалению, недоступными оказались районные (уездные) архивы, так как наиболее важные из них погибли во время Великой Отечественной войны (Вяземский и Рославльский филиалы ГАСО)1, а в настоящее время в районных архивах хранятся документы только послевоенных лет. В третьей главе «Церковь и государство в 1920–1921 гг.» описывается положение Церкви в период военного коммунизма, отмечаются первые попытки церковных общин узаконить свое существование в новом государстве. На этом этапе государственная политика в отношении Церкви и религии вообще постепенно освобождается от стихийности первых лет советской власти, пытаясь выйти на нормативно-законодательный уровень. В Смоленске проходит ряд громких судебных процессов над духовными лицами различных конфессий, наиболее значимыми из которых явились Дело по обвинению епископа Варлаама (Ряшенцева) и монахинь Мазолевского монастыря в контрреволюции, Дело по обвинению духовенства в пьянстве и Дело по Обществу пособия бедным иудейского вероисповедания. Источниками для предложенного материала явились дела 47-с; 192; 1613 фондов ГАСО «Смоленский губернский революционный трибунал». Особый интерес представляет фонд 47 «Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского» (1740–1922 гг.). 1 Каталог архивных фондов государственного архива Смоленской области и его филиала в г. Вязьме. Смоленск, 1987. С. 3. 2 Из фонда 19 «Смоленский губернский отдел народного образования» было использовано дело № 1561 – «Переписка по хоральной синагоге». В этот фонд вошли материалы о проведении учёта архитектурных и исторических памятников, описание церквей и их имущества по г. Смоленску и губернии. В делах 19 фонда зафиксирована переписка религиозных общин с представителями всех уровней власти, материалы по закрытию церквей и молитвенных домов с 1918 по 1929 гг. 3 Из фонда 161 Отдела управления Смолоблисполкома использовано дело № 54 – «Книга регистрации религиозных общин по Смоленску и уездам». Это один из самых больших фондов областного архива (7138 дел, 1917–1929 гг.) и содержит самый разнородный материал по церковным вопросам. 7
Стр.5
Введение В советский период этот фонд был пересмотрен, многие документы и даже дела периода 1917–1921 гг. изъяты, а все оставшиеся материалы были подшиты в одну папку – дело № 52 без какой-либо определённой систематизации. Дело Вяземского епископа Варлаама (Ряшенцева) представлено только одним титульным листом, материалы дела отсутствуют. Другие дела фонда 47-с находятся почти в таком же состоянии, поэтому представить полную картину гонений в 1920–1921 гг. практически невозможно. Определённую помощь оказали публикации в местной прессе, прежде всего в газете «Рабочий путь», которая освещала все судебные процессы, связанные с Церковью. Но эти публикации крайне тенденциозны, и использовать их можно с большими оговорками. Четвертая глава исследования «Изъятие церковных ценностей в 1922–1923 гг.» раскрывает наиболее драматичные страницы истории взаимоотношений Церкви и советской власти на Смоленщине в 20-е годы. В разделах «Голод в Поволжье и декреты Советского правительства», «Подготовка кампании по изъятию церковных ценностей» затрагиваются события, связанные с засухой и голодом в Поволжье, которые послужили внешней причиной для начала массовых репрессий против Церкви. Материалы фондов4 свидетельствуют о том, что кампания по изъятию церковных ценностей готовилась заранее, и уже с 1921 года во всех церквах губернии проводилась опись имущества5. На большинстве документов фонда стоит гриф «совершенно секретно». Материалы дела № 1227 (3 фонд) «Секретная часть. Переписка Губкома с ЦК РКП(б), укомами РКП(б) и органами ГПУ об изъятии церковных ценностей» представляют наибольший интерес, так как открывают весь страшный механизм репрессий и обманов весны–лета 1922 года. Раздел «Процесс смоленских церковников» – основывается не только на архивных материалах6, но и на публикациях в газете «Рабочий путь» и книге Н. Каржанского «Процесс смоленских церковников», вышедшей в 1922 году вскоре после суда. Н. Каржанский являлся главным репортёром на церковных 4 ГАСО. Фонды 13, 19, 161; ГАНИСО. Фонд 3. 5 В Делах №№ 1229, 1629 и 1638 описан процесс изъятия ценностей в городах губернии и уездах, подготовка раскола в духовенстве, сводки о политической ситуации в городах губернии. Документы 19 фонда (№ 2245; 2729) отражают попытки Смоленского губернского музея встать на защиту ценностей, имеющих художественное значение, противостоять давлению комиссий по изъятию и НКВД. 6 ГАНИСО. Фонд 3. Дело № 1638 8 процессах 1921–1922 гг., его книга написана по материалам последнего, самого громкого процесса 1922 года. Ценным для данного исследования является то, что в этом антицерковном сочинении полностью представлены тексты допросов обвиняемых в хронологической последовательности по дням процесса. Если отбросить комментарии Каржанского, можно достаточно достоверно воспроизвести картину процесса. Тогда же, в конце 1922 года, появилась ещё одна книга на эту тему – «Епископ Филипп и Православная церковь», написанная ректором Смоленского педагогического университета В. Сережниковым. Сережников выступал на суде общественным обвинителем, и его сочинение правильнее было бы назвать антирелигиозным памфлетом. Никакой исторической или научной ценности книга не имеет, ректор университета ставил перед собой только одну цель – показать преступность епископа Филиппа и Православной Церкви в целом. Исследование оканчивается 1923 годом, когда были подведены не только итоги кампании по изъятию ценностей7, но и завершён определённый этап в истории взаимоотношений Церкви и советского государства8. На этом этапе Церковь, несмотря на все репрессивные меры властей, пыталась сохранять свою независимость, активно сопротивляясь политике режима. После 1922 года, когда храмы и монастыри были буквально разграблены, а властями был нанесён сильнейший удар по единству Русской Православной Церкви, несомненно, можно говорить о начале нового этапа существования Церкви в советском государстве. 7 ГАНИСО. Фонд 3. Дело № 1629 – в материалах этого дела подводятся идеологические итоги кампании, намечаются дальнейшие этапы, провоцирующие раскол в Церкви. 8 ГАСО. Фонд 161. Дела №№ 3, 15, 27 148, 156. В материалах этого фонда содержится переписка Административного отдела Губисполкома с уездными исполкомами по результатам изъятия ценностей. Местные органы власти информируют о политической обстановке после изъятия, делается попытка определить количество изъятого в согласии с описями. Дело № 131 содержит документы, рассказывающие о судьбе церковного имущества, эвакуированного в 1915 году из Польши и Белоруссии в Смоленск и изъятого большевиками в 1922 году в пользу ПОМГОЛа, дело включает переписку Польской республики и РСФСР в 1924 году по вопросу реэвакуации церковного имущества в Польшу. Из 13 фонда Исполнительного комитета Смоленского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было использовано дело № 948 «Губернское управление местного хозяйства и жилищный отдел». В деле находятся уведомления жилищного отдела о лишении прав духовенства проживать в церковных домах и прав на коммунальные услуги вообще. 9
Стр.6
Глава I. Формирование государственной политики советской власти в отношении Русской Православной Церкви Глава I. Формирование государственной политики советской власти в отношении Русской Православной Церкви Организованная по нормам военного времени, партия большевиков положила в основу своей деятельности общественные и политические теории, выработанные в кабинетах учёных-материалистов и идеологов классовой борьбы. Новая власть стала проводить их в жизнь силой, используя революционный энтузиазм представителей безземельных крестьян и рабочих. Резко отрицательное отношение большевистских идеологов к религии, и, прежде всего, к Православной Церкви, её иерархии и монашеству, вместе с их желанием изъять имущество религиозных организаций, как это удалось сделать с фабриками, заводами, частными домами и землёй, не могли не привести советскую власть к жестокому конфликту с Церковью и верующими. Лишение церковных организаций статуса юридических лиц, закрытие монастырей и духовных учебных заведений, связанные с проведением декрета об отделении Церкви от государства, вскрытие рак со св. мощами – всё это было первым сильным ударом по Церкви, сразу сделавшим её противником нового советского государства. По словам А. В. Карташёва, «отношения Церкви к новому государственному строю намечались на основе полной независимости Церкви, как высоко национального учреждения, покровительствуемого государством. Большевистская катастрофа аннулировала эти надежды и создала для Русской Церкви режим перманентного гонения, во время которого Церковь черпала свои силы в тех началах внутренней свободы и самоуправления, которые она получила от своего учредительного собора 1917–1918 гг.»9. Первые декреты советской власти, касающиеся Церкви, – это лишение её всех прав собственности. Как отмечают исследователи, «находясь в плену марксистских представлений, согласно которым религия есть не более чем надстройка над неким материальным базисом, Ленин первое время был всецело убеждён в том, что он разом покончит с церковью одним ударом – попросту лишив её собственности»10. 9 Карташёв А. В. Церковь. История. Россия. Статьи и выступления. М., 1996. С. 232. 10 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 49. 10 По декрету о земле от 8 ноября 1917 года Церковь в целом, а вместе с ней и приходское духовенство лишались прав собственности на землю. Далее, 4 декабря, следует декрет о земельных комитетах, по которому все сельскохозяйственные земли, «включая и все церковные и монастырские, отбирались в руки государства». 11 декабря появляется декрет о передаче зданий всех церковных школ в Комиссариат просвещения, т. е. лишение Церкви всех семинарий, академий, училищ и всего связанного с ними имущества11. 20 января 1918 года был принят и 23 января опубликован декрет Совнаркома о свободе совести, церковных и религиозных обществах, осуществивший отделение Церкви от государства, национализацию церковного имущества и поставивший Русскую Православную Церковь в жёсткие рамки всяческих запретов и ограничений. Отныне она теряла права юридического лица, лишалась собственности и права её приобретать12. Во исполнение декрета у Церкви сразу же были отняты без малого шесть тысяч храмов и монастырей – как «особо ценные памятники» истории и архитектуры, подлежащие переходу «под охрану государства». Были закрыты и все банковские счета религиозных организаций13. Декрет явился ответом победившей власти на постановление Поместного Собора 1917–1918 гг. «О юридическом статусе Русской Православной Церкви» от 2 декабря 1917 года, в котором содержалось требование не принимать никаких законов, относящихся к Церкви, без предварительной консультации с ней и без её санкции14. Конечно, ни на какие подобные переговоры советское государство идти не собиралось. Декрет 20 января – это попытка Ленина дословно следовать заветам учения Маркса о религии, 11 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 50. 12 Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. П.13. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Т. 1. М., 1995. С. 114). 13 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 50. 14 Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью (Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и материалы. М., 1996. С. 14). 11
Стр.7