В.А. ГРОШЕВ
В.В. ПОНОМАРЕВ
_____________________
КЕРЛИНГ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Красноярск, 2014
Стр.1
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
В.А. ГРОШЕВ
В.В. ПОНОМАРЕВ
КЕРЛИНГ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
монографии
Стр.2
3
Грошев В.А., Пономарев В.В. Керлинг в физическом воспитании
студентов вуза: теоретические и практические основы. – Красноярск:
СибГТУ, 2014. – 160 с.
В монографии раскрыты теоретические и практические основы
формирования мотивации студентов на занятия керлингом.
В первой главе монографии раскрыты общепедагогические и
социальные аспекты культивирования нетрадиционных видов спорта в
физическом воспитании студентов вуза.
Во второй главе подробно раскрыта структура и содержание
педагогического процесса физического воспитания студентов на основе
занятий керлингом.
Монография предназначена для научных работников, преподавателей и
специалистов высшей школы. Результаты работы можно широко
использовать в учебных заведениях страны.
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Л.К. Сидоров
(Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева);
к-т. пед. наук, доц. А.Н. Савчук
(Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева).
© Грошев В.А., Пономарев В.В., 2014
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2014.
Стр.3
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................6
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
КУЛЬТИВИРОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА В
ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА.........................11
1.1.Общепедагогические и социальные аспекты культивирования
нетрадиционных видов спорта в физическом воспитании студенческой
молодежи......................................................................................................12
1.2.Двигательная активность и ее физиологические механизмы
поддержания физической и умственной работоспособности студентов в
вузе.......................................................................................................................19
1.3. Историко-педагогические аспекты становления и развития керлинга в
мире и в России………………………………………………………………..28
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА
СОДЕРЖАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ
ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ ИГРЕ В КЕРЛИНГ.................................. 46
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………..46
2.2. Актуализация физического воспитания студентов в вузе на основе
культивирования занятий керлингом...........................................................54
2.3. Содержание организационно-игровых и базовых тактико-технических
действий студентов в процессе занятий керлингом ………………………64
2.4.Теоретическое обоснование и разработка содержания
экспериментальной методики тренировки студентов игре в керлинг……. 81
2.5. Структура и содержание опытного организационно-педагогического
процесса реализации экспериментальной методики тренировки студентов
игре в керлинг в вузе..................................................................................92
2.6. Теоретический и математико-статистический анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.........................................................108
ВЫВОДЫ.........................................................................................................123
Стр.4
5
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………….125
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................126
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................143
Стр.5
6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время продолжается процесс интеграции
России в Европейское образовательное пространство. В то же время многие
образовательные направления и популярные спортивно-оздоровительные
формы культивируемые в ведущих Европейских вузах не получили своего
внедрения и признания в вузах России.
Среди основных особенностей функционирования физической
культуры и спорта в вузе, это ее важная роль в самоутверждении и
самореализации студенческой молодежи в период получения высшего
образования, как важнейшей социальной ценности, в удовлетворении
двигательной потребности и формировании общественно-активной личности.
В тоже время для российских студентов занятия спортом, направлены,
прежде всего, на достижение физического (спортивного) результата, в
зарубежных вузах студенты предпочитают получать от занятий физической
культурой и спортом комфорт, удовлетворение личностно-физических
потребностей, общение с друзьями и т.д. (П.Д. Дрон, Л.И. Лубышева,
В.В. Пономарев и др.).
Занятия спортом для европейских студентов является важной
составляющей личностного имиджа и социального статуса. В зарубежных
вузах среди студенческой молодежи культивируются различные
современные формы и виды физических упражнений для спортивного
досуга: софтбол, гольф, дартс, крокет, армреслинг, серфинг и др. В том числе
особой популярностью в Европе и в Мире среди студентов пользуются
занятия керлингом (К.Ю. Задворнов, Е.А. Изотов, М.С. Мельников,
Е.В. Конева, И.В. Пешкова и др.).
Как показывает практика, социальный заказ государства на физически
крепких будущих специалистов не всегда согласуется с истинным уровнем
их здоровья, мотивации студентов на формирование личностной культуры
занятия массовыми видами спорта и т.д. Подготовка компетентных
специалистов и в тоже время физически крепкой и спортивной молодежи,
Стр.6
7
является основной целью образовательного процесса современной высшей
школы (А.В. Лотоненко, В.В. Пономарев, Л.И. Лубышева и др.).
Наиболее продуктивной формой организации физического воспитания
современных студентов вуза являются занятия в спортивных секциях, где
молодежь в свободное от учебы время может успешно реализовать свой
индивидуальный двигательный потенциал, формировать спортивную
культуру, повышать физическую и умственную работоспособность
(Н.В., Арнст, С.А. Дорошенко, А.Ю. Григорьев, Л.И. Лубышева,
В.К. Бальсевич).
В ходе анализа учебно-методической и научно-исследовательской
литературы были выделены следующие противоречия между:
- необходимостью дальнейшего вхождения в Европейское спортивнооздоровительное
пространство студенческой молодежи страны и
недостаточной научно-образовательной и материально-технической
готовностью вузов России к данной интеграции;
- необходимостью укрепления и поддержания физического здоровья
студентов через различные внеучебные организационные формы и
технологии и недостаточной эффективностью использования потенциала
Европейских молодежных двигательных культур и популярных видов спорта
в современном физическом воспитании студентов вузов страны;
- между необходимостью проектирования современных молодежных
массовых видов спорта в физическом воспитании студентов вуза и
недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий
вузов для культивирования разнообразных современных спортивных
технологий и двигательных культур среди молодежи;
- между необходимостью проектирования современных молодежных
видов спорта для массовых занятий студентов в вузах и недостаточной
разработанностью организационно-педагогических условий и материальнотехнической
готовностью вузов для их культивирования;
Стр.7
8
- необходимостью культивирования занятий керлингом студентов вуза и
недостаточной научной разработанностью программно-методического
обеспечения данного процесса.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему
исследования: поиск и разработка эффективных организационнопедагогических
условий культивирования спортивных занятий керлингом
студентов вуза во внеучебное время.
Обозначенная проблема определила цель исследования, которая
заключается в теоретическом обосновании и разработке методики
тренировки студентов в керлинге во внеучебное время на начальном этапе
спортивной подготовки и проверка ее эффективности в педагогическом
эксперименте.
Необходимость разрешения поставленной цели и обусловила выбор
темы исследования: «Методика тренировки студентов игре в керлинг на
начальном этапе спортивной подготовки в вузе».
Методологической основой и теоретической базой исследования стали:
педагогические теории физического воспитания студентов вуза
(Л.П. Матвеев, В.Л. Филин, В.И. Ильинич, Г.С. Туманян, В.В. Пономарев,
М.Я. Виленский, и др.; современные данные о проблемах здоровья
студенческой молодежи (Г.Н. Гончарова, Г.Л. Апанасенко, А.Г. Щедрина,
Р.И. Айзман, В.В. Колбанов и др.), спортивно-образовательные и
оздоровительные технологии физического воспитания студенческой
молодежи (В.В. Пономарев, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, И.В. Манжелей,
В.Г. Шилько, Л.В. Лотоненко, С.А. Дорошенко, В.И. Стручков и др.);
современные фитнес-технологии (Т.В. Василистова, В.В. Пономарев,
Л.Г. Диско, Е.В. Бондаренко, Е.В. Дворкина и др.)
Для решения задач исследования были сформированы следующие
методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы
по проблеме исследования; анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос,
медицинское обследование, педагогические наблюдения, педагогический
Стр.8
9
эксперимент, тестирование общей физической подготовленности студентов,
тестирование специальной физической подготовленности студентов,
тестирование технической подготовленности, математико-статистический
анализ результатов педагогического эксперимента.
В данной работе рассматривались и разрабатывались следующие
научно-теоретические положения:
1. Программное обеспечение методики тренировки студентов в
керлинге, включающее следующие теоретические и практические блоки:
общетеоретический (общие понятия, терминология, исторические этапы
развития и становления керлинга как вида спорта за рубежом и в нашей
стране), методические основы проведения занятий по керлингу среди
студентов вуза, специальная физическая подготовка, диагностический
(содержание и этапы контроля и коррекции результатов культивирования
занятий керлингом студентов) общая физическая подготовка, специальная
физическая подготовка,
техническая подготовка, психологическая
подготовка, соревновательная деятельность.
2. Методика тренировки студентов в керлинг, содержащая следующие
учебно-тренировочные этапы:
1-й этап – информационно-подготовительный (сентябрь-октябрь,
1 курс), направленный на знакомство студентов с керлингом через различные
педагогические формы и последующая мотивация молодежи на занятия
данным видом спорта;
2-й этап – общебазовый (ноябрь-май, 1 курс), на данном этапе
осуществляется общая физическая и специальная физическая подготовка
студентов на начальных этапах занятий керлингом, выявляются общие
двигательные способности для тренировки игры в керлинг, разрабатывается
коррекционный план подготовки студентов для продуктивных занятий
керлингом, формируются начальные специально-технические двигательные
действия для занятий керлингом и др.;
Стр.9
10
3-й этап – специально-технический (сентябрь-май), второй курс, на
данном этапе у студентов закладываются специальная физическая
готовность, техническая, тактическая и другие виды подготовки;
4-й этап – соревновательно-закрепляющий, третий курс, студенты более
углубленно совершенствуют специально-физическую и техническую
подготовленность, проводятся различные контрольные тесты, организуются
соревнования внутри группы, студентам присваиваются спортивные разряды
в зависимости от выполнения классификационных норм и др.
3. Диагностика результатов спортивных занятий керлингом студентов
вуза включающая следующие блоки тестов для оперативного, текущего и
итогового контроля: общая физическая подготовка (сентябрь, декабрь и май),
специальная физическая подготовка (декабрь, май), техническая (декабрь,
май), мотивационно-психологическая подготовка (сентябрь, май) молодежи в
процессе учебно-тренировочных занятий керлингом во внеучебное время.
Стр.10