С.Н. Орлова НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Красноярск 2014 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» С.Н. Орлова НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве методических указаний к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 030300.68 «Психология», квалификация выпускника «магистр» очной и заочной форм обучения Красноярск 2014 3 Орлова, С.Н. Научно-исследовательская работа: методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 030300.68 «Психология», квалификация выпускника «магистр» очной и заочной форм обучения / С.Н. Орлова. <...> Методические указания к практическим занятиям предназначены для изучения обучающимися в магистратуре по психологии основ научноисследовательской работы. <...> Они могут быть использованы при подготовке к практическим занятиям на научно-исследовательском семинаре, зачетам и экзамену по данной дисциплине, а также при написании выпускной квалификационной работы по психологии (магистерской диссертации). <...> © С.Н. Орлова, 2014 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2014 4 ВВЕДЕНИЕ Методические указания к практическим занятиям предназначены для эффективного изучения магистрантами основ научно-исследовательской работы, отработки их практических умений и навыков на научноисследовательском семинаре, подготовки к практическим занятиям, зачетам и экзамену по данной дисциплине. <...> Задачи изучения дисциплины: усвоение представлений о современной научно-исследовательской работе; формирование общекультурных и профессиональных компетенций и умений применять полученные знания для проведения научно-исследовательской работы и решения конкретных задач профессиональной деятельности. <...> Место дисциплины в структуре ООП: раздел «Практика и научноисследовательская работа <...>
Научно-исследовательская_работа_методические_указания.pdf
С.Н. Орлова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
Красноярск 2014
Стр.1
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет»
С.Н. Орлова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
методических указаний к практическим занятиям
для студентов по направлению подготовки 030300.68 «Психология»,
квалификация выпускника «магистр»
очной и заочной форм обучения
Красноярск 2014
Стр.2
3
Орлова, С.Н. Научно-исследовательская работа: методические указания к
практическим занятиям для студентов по направлению подготовки
030300.68 «Психология», квалификация выпускника «магистр» очной и
заочной форм обучения / С.Н. Орлова. - Красноярск: СибГТУ, 2014. - 26 с.
Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Л.А. Маковец (КГПУ им.
В.П. Астафьева);
канд. филос. наук, доцент Е.С. Медведева (научно-методический совет
СибГТУ).
Методические указания к практическим занятиям предназначены для
изучения обучающимися в магистратуре по психологии основ научноисследовательской
работы. Они могут быть использованы при подготовке
к практическим занятиям на научно-исследовательском семинаре, зачетам
и экзамену по данной дисциплине, а также при написании выпускной
квалификационной работы по психологии (магистерской диссертации).
© С.Н. Орлова, 2014
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет», 2014
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания к практическим занятиям предназначены для
эффективного изучения магистрантами основ научно-исследовательской
работы, отработки их практических умений и навыков на научноисследовательском
семинаре, подготовки к практическим занятиям,
зачетам и экзамену по данной дисциплине.
Цель освоения дисциплины: формирование у студентов системы
представлений о современной научно-исследовательской работе, а также
соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.
Задачи изучения дисциплины: усвоение представлений о
современной научно-исследовательской работе;
формирование
общекультурных и профессиональных компетенций и умений применять
полученные знания для проведения научно-исследовательской работы и
решения конкретных задач профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП: раздел «Практика и научноисследовательская
работа», базовая часть. Для очного отделения
дисциплина проводится в первом, втором и третьем семестрах.
Предусмотрено проведение 96 часов практических занятий, 228 часов
самостоятельной работы студентов, сдача зачетов в первом и втором
семестрах, дифференцированного зачета – в третьем семестре. Для
заочного отделения – по 8 часов практических занятий в 1-4 семестрах,
контрольные работы в 1, 4 и 5 семестрах, зачеты в пяти семестрах, в том
числе дифференцированный зачет в пятом семестре.
Успешное освоение материала на практических занятиях
способствует формированию у студентов следующих компетенций:
общекультурных:
выбору адекватного математического обеспечения научноисследовательской
работы (ОК-9);
Стр.4
5
использованию знаний правовых и этических норм при оценке
последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);
оформлению, представлению в устной и письменной форме
результатов выполненной работы (ОК-11);
профессиональных:
в научно-исследовательской деятельности:
способности и готовности к: обоснованию гипотез и постановке
задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);
разработке программ исследования (теоретического, эмпирического)
и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК2);
совершенствованию
и разработке категориального аппарата
психологии (ПК-3);
подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам
выполненных исследований (ПК-14);
планированию, организации и психологическому сопровождению
внедрения результатов научных исследований (ПК-15);
в практической деятельности:
диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и
состояний, характеристик психических процессов, различных видов
деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
(ПК-17);
созданию эффективных программ, направленных на предупреждение
отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также
профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);
в организационно-управленческой деятельности:
организации работы психологической службы в определенной сфере
деятельности общества (ПК-35).
Стр.5
6
Модуль 1 Вводный
Тема 1.1 Практическое занятие 1
Характеристика научно-исследовательской деятельности (2 часа)
Цель: составить общее представление о научно-исследовательской
деятельности, ее целях и задачах.
Вопросы для обсуждения
1 Анализ понятий «наука»,
«деятельность».
2 Характеристика понятия
«научное исследование»,
«научно-исследовательская
деятельность».
3 Цели и задачи научно-исследовательской деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1 Что такое наука? Каковы ее цели?
2 Раскройте понятие «научное исследование».
3 Охарактеризуйте понятие «деятельность».
4Дайте характеристику понятия
«научно-исследовательская
деятельность».
5 Каковы цели и задачи научно-исследовательской деятельности на
современном этапе развития общества?
Материалы к занятию
Основная литература [1; 2].
Дополнительная литература [1].
Тема 1.2 Практическое занятие 2
Условия организации
научно-исследовательской деятельности (2 часа)
Цель: выявить условия, необходимые для организации успешной
научно-исследовательской деятельности.
Стр.6