ПРЕДПРИЯТИЯ МЕДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ . <...> Технологические особенности производственного процесса изготовления медной продукции на российских предприятиях . <...> Экономическая характеристика глобального рынка производителей медной продукции. <...> ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СО СТРАТЕГИЯМИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРЯДКА . <...> Сценарный анализ и его основные характеристики . <...> Общее представление о балансовой модели внешней экономической среды предприятия медной промышленности . <...> Методика определения рейтинга отрасли на основе балансовой модели внешней экономической среды . <...> Влияние консолидированной внешней экономической среды для целей стратегического анализа деятельности предприятий медной промышленности . <...> Ключевые показатели оценки внутреннейэкономической среды предприятий меднойпромышленности и основы их анализа . <...> Стратегический анализ, в свою очередь, призван сформировать информационную базу о состоянии и динамике не только корпоративной среды предприятия, но и внешнего окружения. <...> Стратегический анализ и планирование – трудоемкий и наукоемкий процесс, необходимость обеспечения которого совре5 менными методологиями исследования является первостепенной задачей. <...> В частности, кратко сформулированы физико-химические свойства меди и медной продукции. <...> Рассмотрены технологические особенности производственного процесса изготовления медной продукции на российских предприятиях. <...> В частности, кратко охарактеризованы экономические циклы Китчина, Жюгляра, Кузнеца и Кондратьева и предложен порядок их учета для целей стратегического планирования деятельности предприятий медной промышленности. <...> В главе 5 рассмотрена необходимость достижения взаимосвязи положений стратегического плана развития деятельности предприятий медной промышленности со стратегиями более высокого <...>
Информационное_обеспечение_стратегического_менеджмента_планирование_и_анализ_(на_примере_предприятий_медной_промышленности)_.pdf
О.В. БАЖЕНОВ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА:
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
(на примере предприятий
медной промышленности)
М о с к в а
2013
Стр.1
УДК 002.56:338.24:338.45
ББК 65.305.23-211
Б16
Р ец ен з ен ты:
Зырянова Татьяна Владимировна, д.э.н., профессор кафедры
БУА и А Уральского института РАНХиГС
Руткаускас Татьяна Константиновна, д.э.н., профессор,
заведующая кафедрой региональной и муниципальной экономики
Института экономики и управления ГОУ ВПО
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Б 16
Баженов, О.В.
Информационное обеспечение стратегического менеджмента: планирование
и анализ (на примере предприятий медной промышленности) :
Монография / О.В. Баженов – М : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2013. – 216 с.
ISBN 978-5-906454-11-9
Монография отражает авторское видение особенностей формирования
информационного обеспечение стратегического менеджмента на предприятиях
медной промышленности. Содержит системный подход к теории
стратегического анализа и стратегического планирования. Автор уделяет
особе внимание технологическим особенностям деятельности предприятий
медной промышленности, что позволяет адаптировать сформулированные
концептуальные основы стратегического анализа и стратегического планирования
к деятельности конкретных хозяйствующих субъектов.
Рекомендуется ученым, специалистам-практикам, преподавателям,
аспирантам, а так же студентам экономических направлений подготовки в
области стратегического управленческого учета.
УДК 002.56:338.24:338.45
ББК 65.305.23-211
ISBN 978-5-906454-11-9
© Баженов О.В., 2013
© Издательский дом
«БИБЛИО-ГЛОБУС», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................. 5
ЧаСть 1. тЕхнИкО-экОнОмИЧЕСкая хаРактЕРИСтИка
ПРЕДПРИятИй мЕДнОй ПРОмышЛЕннОСтИ ................. 8
ГЛаВа 1. ПРЕДПРИЯТИЯ МЕДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
И ПЛАНИРОВАНИЯ ..................................... 8
§ 1.1. Медь: история, физико-химическая характеристика, направления
использования, биологическая роль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 1.2. Технологические особенности производственного процесса
изготовления медной продукции на российских предприятиях . . . 17
§ 1.3. Экономическая характеристика глобального рынка
производителей медной продукции.
Сильные и слабые стороны российских предприятий ............ 26
ЧаСть 2. СтРатЕГИЧЕСкОЕ ПЛанИРОВанИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ГЛаВа 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕСТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ .................................. 34
§ 2.1. Содержание стратегического плана предприятий медной
промышленности ........................................... 34
§ 2.2. Характеристика основных положений стратегического плана
предприятий медной промышленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ГЛаВа 3. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ......... 59
§ 3.1. Сущность экономических циклов ............................. 59
§ 3.2. Циклы Китчина, Жюгляра, Кузнеца, Кондратьева:
характеристика и обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
§ 3.3. Учет влияния цикличности развития экономики
при стратегическом планировании деятельности
предприятий медной промышленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
ГЛаВа 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
В РОССИИ. УЧЕТ ИХ ВЛИЯНИЯ ПРИ СТРАТЕГИЧЕСКОМ
ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
МЕДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ........................ 79
§ 4.1. Характеристика и хроника протестного движения
в России 2011–2013 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
3
Стр.3
§ 4.2. Возможные причины возникновения социально-экономических
конфликтов на предприятиях медной промышленности,
их характеристика и учет для целей стратегического
планирования .............................................. 87
ГЛаВа 5. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
МЕДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СО СТРАТЕГИЯМИ БОЛЕЕ
ВЫСОКОГО ПОРЯДКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
§ 5.1. Взаимосвязь положений стратегического плана развития предприятий
медной промышленности со стратегией отраслевого уровня .........97
§ 5.2. Взаимосвязь положений стратегического плана развития
предприятий медной промышленности со стратегиями
межотраслевого уровня ..................................... 107
§ 5.3. Взаимосвязь положений стратегического плана развития
предприятий медной промышленности со стратегией
федерального уровня ....................................... 119
ЧаСть 3. СтРатЕГИЧЕСкИй анаЛИЗ ......................... 131
ГЛаВа 6. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ ...................................... 131
§ 6.1. SWOT-анализ и его основные характеристики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
§ 6.2. PEST-анализ и его основные характеристики ................... 139
§ 6.3. Портфельный анализ и его основные характеристики . . . . . . . . . . . 143
§ 6.4. Сценарный анализ и его основные характеристики .............. 144
ГЛаВа 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ (АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ
И ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ) . . . . . . . . . . . 152
§ 7.1. Общее представление о балансовой модели внешней
экономической среды предприятия медной промышленности .... 152
§ 7.2. Методика определения рейтинга отрасли на основе балансовой
модели внешней экономической среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
§ 7.3. Методика определения внешней экономической среды мезоуровня
на основе ее балансовой модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
§ 7.4. Влияние консолидированной внешней экономической среды для
целей стратегического анализа деятельности предприятий медной
промышленности .......................................... 177
§ 7.5. Ключевые показатели оценки внутреннейэкономической среды
предприятий меднойпромышленности и основы их анализа . . . . . 185
7.6. Оценка уровня инновационного развития предприятий медной
промышленности .......................................... 197
ЗакЛЮЧЕнИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
БИБЛИОГРаФИЧЕСкИй СПИСОк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
4
Стр.4