ИСТОРИЯ УДК 811.161.1:82-97 + 82.091 Н. К. Чернышова ЖИТИЕ СВЯТОГО ИННОКЕНТИЯ ИРКУТСКОГО В КОНТЕКСТЕ АГИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 2-й половины XIX в. <...> Рассматривается эпизод из истории русской агиографии Нового времени, демонстрирующий переход рукописной традиции в книжную. <...> Анализируется проблема сочетания традиционных агиографических приемов при создании житий святых с попыткой научной критики источников. <...> В последнее десятилетие появились серьезные исследования по истории русской агиографии XVIII начала XX в., однако многие агиографические особенности данного этапа до сих пор остаются малоизученными и даже невыявленными. <...> Так, практически не изучено агиографическое наследие духовных писателей XIX столетия, в том числе крупнейших А. Н. Муравьева, архиепископа Филарета (Гумилевского); слабо выявлены агиографические памятники, возникавшие в это время в русской провинции; не поставлен вопрос о влиянии социокультурных факторов, обусловленных реалиями Нового времени, на развитие жанра. <...> В данной статье на примере Житий святителя Иннокентия Иркутского рассматривается характер взаимодействия книжной и рукописной традиций бытования агиографических памятников. <...> В 1887 г. в православном журнале «Русский паломник», издававшемся богословом и публицистом А. И. Поповицким, была напечатана статья С. С. Попова «Св. <...> Помимо уникальных фактов, отражающих бытование указанных сочинений на территории епархии, в первой части статьи автор представил читателям журнала текст Жития святого Иннокентия, предварив его следующим замечанием: «Сказание о житии иже во святых отца нашего Иннокентия 1-го епископа Иркутского Чудотворца, хотя и было напечатано в Иркутске около 1817 года, но в настоящее время не только составляет чрезвычайную редкость, но сделалось почти неизвестным, по содержанию своему, даже людям сведущим, а потому мы решились с имеющейся у нас старинной и точной копии с этого Сказания напечатать его вполне
» [Попов <...>