Боровков ПОНТИФИКИ И ИСКУПЛЕНИЕ ПРОДИГИЙ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В IVII вв. до н. э. <...> : ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ* Анализируются политически значимые функции понтификов в сфере учета и искупления продигий в Римской републике в IVII вв. до н. э. <...> Религиозно-юридическая деятельность понтификов существенно выделяет ее из числа всех остальных жреческих структур Римской републики. <...> Сфера религиозной жизни древних римлян, связанная с учетом и искуплением продигий (prodigia неблагоприятные знамения)1, являлась предметом публично-правового регулирования и находилась под пристальным контролем политической власти в период Римской республики. <...> Появление продигий, согласно представлению древних римлян, указывало на гнев богов, вызванный нарушением интересов последних со стороны гражданского коллектива (например, по причине неисполненения обета или сакральных нарушений при проведении публичных жертвоприношений). <...> Таким образом, знамения являлись своеобразным барометром в системе взаимоотношений римского полиса с его богами-защитниками. <...> В свою очередь, ненадлежащее исполнение сакральных обязательств было чревато разрывом добрых отношений общины с небожителями (pax deorum), забота о поддержании которых являлась первостепенной обязанностью органов власти в Римской республике [более подробно о содержании понятия pax deorum см. <...> Поэтому, несмотря на то, что продигии являлись частью религиозной жизни гражданской общины, их связь с государственными интересами и деятельностью политических институтов Римской республики не вызывает никаких сомнений [о взаимосвязи продигий с политическими процессами в Римской республике см. <...> 1 Применительно к сфере религии римской гражданской общины продигии (prodigium nom. sg; prodigia nom. pl.) понимаются в нарративных источниках как чудесные знамения, чаще всего природного характера (удары молний, необычные атмосферные осадки, аномальный приплод скота, землетрясения и т. д.), свидетельствовующие <...>