ЛАНЕТА ОБРАЗОВАНИЯ Юннатское движение и дополнительное образование Взаимоисключение или взаимодополнительность? <...> Д.В. Моргун кандидат философских наук, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора Московского детского эколого-биологического центра Как писал в одной из своих работ по теоретической биологии замечательный эволюционист С.В. Мейен, его статья — не итог размышлений над определенной проблемой, а сами эти размышления, так и эта статья — не «тризна» по юннатскому движению, а скорее рефлексия наших общих проблем, препятствующих развитию этого уникального детского и молодежного феномена. <...> П роблемы последних лет, наметившиеся в дополнительном образовании детей, действительно делают судьбу юннатского движения в стране неопределенной. <...> Зная ситуацию в некоторых регионах, могу сказать, что в нашей системе четко прослеживаются две тенденции: ликвидация эколого-биологических центров образования и станций юных натуралистов или их превращение в подчиненные отделы многопрофильных учебных заведений. <...> И, на мой взгляд, такие пессимистичные перспективы связываются не столько с невостребованностью и недостаточным финансированием эколого-образовательных и юннатских организаций, сколько с проблемами, зародившимися и развивающимися внутри самого юннатского движения. <...> Зачем говорить о том, что эволюция юннатского движения в экологическое образование, как и преобразование системы внешкольной работы в дополнительное образование, в нашей стране прошли безболезненно и незаметно для сохранения юннатства как целостной, определенной детской субкультуры? <...> Очевидно, что традиции, которые складывались в юннатских поколениях годами, как и ценности изучения и восприятия природы, сохранены не полностью и, наверное, все же нуждаются в возрождении. <...> Начнем с проблем, которые ныне представляются наиболее значимыми в юннатской среде и которые нуждаются, вероятно, в консолидированном <...>