В. Г. Белинский
Способ к распространению шелководства. Я.Юдицкого
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840.
Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.
М., "Художественная литература", 1977.
OCR Бычков М. Н.
СПОСОБ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ ШЕЛКОВОДСТВА. Я.Юдицкого. Москва. В губернской
тип. 1839. В 8-ю д. л. 34 стр.
Странное дело! у нас многие нападают на то, что в учебных заведениях, в числе наук, не только
находится русская словесность, но и еще считается одним из главнейших предметов учения. Мы никак не
оправдываем этих нападков. Оставляя в стороне теорию красноречия и поэзии, и вообще всякую теорию,
в низших учебных заведениях, после основательного и строгого изучения грамматики, полагаем даже
полезным занимать учеников практикою языка, чтобы они умели ясно, вразумительно, кругло, приятно и
прилично написать записку о присылке книги, приглашение на вечер, письмо к отцу, матери или другу о
своих нуждах, чувствах, препровождении времени и прочих предметах, не выходящих из сферы их
понятий и их жизни. Тут главное дело, чтобы приучить их к естественному, простому, но живому и
правильному слогу, к легкости изложения мыслей и -- главное -- к сообразности с предметом сочинения.
У нас, напротив, или приучали рассуждать детей о высоких или отвлеченных предметах, чуждых сферы
их понятия, и тем заранее настроивали их к напыщенности, высокопарности, вычурности, к книжному,
педантическому языку,-- или приучали их писать на пошлые темы, состоящие из общих мест, не
заключающих в себе никакой мысли. И все это в темных педантических формах хрии (порядковой,
превращенной, автонианской)1 или риторического рассуждения в известных схоластических рамках. И
какие же плоды этого учения? -- Бездушное резонерство, расплывающееся холодною и пресною водою
общих мест или высокопарных риторических украшений. И потому ученик, образованный по старой
системе, напишет вам рассуждение о том, что знает, а между тем не умеет написать записки, простого
письма. Это похоже на человека, который умеет ходить на манер древних героев, со всем театральным
величием, а не умеет ни войти, ни стать, ни сесть в порядочном обществе. О господа, ужасная эта наука -риторика!
Блажен, кто мог стряхнуть с себя ее педантическую гниль и пыль, и горе тому, кто навсегда и
поневоле остался щеголять в ее мишурной порфире, в ее бумажной короне на голове и с ее деревянным
кинжалом! А между тем должно учить детей писать; но только в основу этого учения должно полагать
грамматику, в ее общем значении, и тесное знакомство с духом родного языка, знакомство,
приобретенное теориею и еще больше практикою. Что проще -- то и истиннее и труднее, и потому гораздо
легче выучиться писать слогом Ломоносова или Хераскова (мы говорим о прозе), нежели слогом
Карамзина, Батюшкова, Жуковского, так же как гораздо легче писать слогом Марлинского, нежели
слогом Пушкина или Гоголя. Конечно, талант дается природою; но мы говорим о том, что можно, по
силам каждого, приобресть учением; хорошая метода учения развивает талант, а дурная дает ему ложное
направление. А куда же девалась наша риторика -- мы говорим только о грамматике? Неужели риторику
должно исключить из предметов учения?-- Нисколько, но должно ввести ее в ее собственные пределы.
Чтобы писать хорошо, надо запастись содержанием, а этого никакая риторика не даст,-- и та, которой до
сих пор у нас учат, дает только губительную способность вариировать отвлеченную мысль общими
местами и растягивать пустоту в бесконечность, другими словами -- пускать мыльные пузыри.
Содержание дается целостностию образования и развития; умение владеть содержанием, то есть
развивать его правильно, дает логика; риторика же не виновата ни в том, ни в другом. Обыкновенно у нас
риторики начинаются изложением теории периодов; вот первое незаконное присвоение риторики чужого:
теория периодов относится к синтаксису, что уже многие понимают. За теориею периодов следует теория
украшенного языка -- троп, метафор, фигур: вот это действительно относится к содержанию риторики. Но
и тут риторика совсем не должна учить красно писать, или сочинять, на заданные темы, тропы и фигуры,
а только должна показать значение того и другого, как выражение известного состояния или известной
настроенности духа пишущего. За теориею языка украшенного обыкновенно следует учение о хриях и
рассуждениях -- это вон, как педантическую гниль и пыль, как гибель всего естественного, простого, как
Стр.1