В. Г. Белинский
Уголино... Сочинение Николая Полевого
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840.
Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.
М., "Художественная литература", 1977.
OCR Бычков М. Н.
УГОЛИНО. Драматическое представление. Сочинение Николая Полевого. 1838. СанктПетербург.
В типографии Сахарова. 204. (8).
Всеприсутствие духа еще другим образом является нам. Во всяком естественном произведении
организация простирается в бесконечность. Она не снаружи его только: она проникает всю его
внутренность. Возьмите кристалл и разбейте его в маленькие кусочки, в такие, чтоб рассмотреть их
можно было только в самые сильные микроскопы, и вы снова в этих мельчайших кусочках найдете образ
кристалла. Или посмотрите на древесный листок и постепенно более и более увеличивающие стекла, и вы
увидите, как организация простирается в нем в бесконечность. И чем внимательнее станете вы наблюдать
произведения природы, тем более очевиднее откроется вам, до каких неуловимых, тонких нитей
простирается его организация. Этим-то различаются произведения природы от произведении ремесла.
Самая тончайшая ткань является грубыми, перепутанными веревками, как скоро посмотрите на нее в
микроскоп.
Так говорит один из новейших мыслителей Германии, рассуждая о всеприсутствии духа в
природе. Как нарочно случилось так, что мы недавно собственными глазами удостоверились в
поразительной истинности чудного факта, которым он подтверждает свою мысль. На Кузнецком мосту
показывался микроскоп, увеличивающий предметы в миллион раз, и мы там видели крыло мухи и
бабочки величиною более двух аршин; видели перерезанный сахарный тростник, который кажется
перепиленным огромным дубом, и удивлялись бесконечной организации этих предметов. Какая во всем
стройность, гармония, симметрия, красота, изящество, правильность! Какая беспредельность,
бесконечность! Каждая малейшая частица, атом, исчезающий от невооруженного глаза, заключает в себе
бесчисленное множество других частиц, из которых части каждой расположены с непостижимою
соответственностию, правильностию и красотою. Потом там же видели мы лоскуточек самой тонкой,
самой лучшей кисеи, и нам представилась плетенка из мочальных веревок, переплетенная квадратно, но
без всякой правильности; а веревки грубые, как бы измочаленные, истертые...
То же самое зрелище представит вам и искусство, если только природа одарила вас хорошим
микроскопом -- верным и глубоким чувством изящного. При помощи его вы без труда отличите
произведения творчества от произведений ремесла. В первых вы тотчас заметите полноту организации и
органическую жизнь, посредством которой все части его связаны необходимым внутренним единством, а
во вторых как раз заметите, что все их части соединены механически, помощию клея, ниток, гвоздей и
других посредствующих предметов. Сначала такое произведение может показаться вам очаровательною
красавицею, полною жизни и прелести; но всмотритесь в нее пристальнее -- и вы увидите отвратительный
скелет, у которого вместо голубых глаз -- впадины, вместо розовых уст -- голые челюсти с оскалившимися
зубами. Конкретность {Конкретность производится от конкретный, а конкретный происходит от
латинского глагола concresco -- срастаюсь. Это слово принадлежит новейшей философии и имеет
обширное значение. Здесь мы употребляем его как выражение органического единства идеи с формою.
Конкретно то, в чем идея проникла форму, а форма выразила идею, так что с уничтожением идеи
уничтожается и форма, а с уничтожением формы уничтожается идея. Другими словами, конкретность есть
то таинственное, неразрывное и необходимое слияние идеи с формою, которое образует собою жизнь
всего и без которого ничто не может жить. Это особенно поразительно в произведениях искусства: в
музыкальном произведении есть идея и жизнь, в которых заключается тайна его действия на душу
человека, и есть звуки -- форма; уничтожьте звуки -- и не будет музыкального произведения:
конкретности противополагается отвлеченность, которая в искусстве существует как аллегория.} есть
главное условие истинно поэтического произведения; а без нее оно есть произведение мастерства,
поддельный розан, и с цветом и с запахом розана, но без жизни розана, без чего-то такого, чего нельзя
Стр.1