Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПавлов А. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц343
ID246442
АннотацияДанное учебное пособие рассматривает некоторые методологические проблемы, появившиеся в гуманитарной науке к концу XX века в связи с нарастающим кризисом классической рациональности. Пособие написано на основе курса лекций по методологии гуманитарной науки, которые автор читал в течение ряда лет.
Кому рекомендованоДля бакалавров, магистров и аспирантов гуманитарных дисциплин.
ISBN978-5-9765-0894-1
УДК16(075.8)
ББК72я73
Павлов, А.В. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие / А.В. Павлов .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 343 с. — ISBN 978-5-9765-0894-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/246442 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.В. Павлов ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Современное гуманитарное познание и его перспективы Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2016 УДК 16(075.8) ББК 72я73 П12 Рецензенты: д-р психол. наук, проф., заведующий кафедрой общей и социальной психологии педагогического института Тюменского госуниверситета Е.Л. Доценко; д-р филос. наук, проф., заведующий кафедрой философии и политологии Тюменской государственной медицинской академии Н.И. Губанов; д-р филос. наук, проф. кафедры философии Тюменского госуниверситета С.М. Халин П12 Павлов А.В. <...> Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.В. Павлов. <...> Ойкуменальность как принцип существования в современности . <...> РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ . <...> КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . <...> Современное состояние постмодерна саму науку превращает в проблему, с которой культура еще не решила, что делать. <...> 5 Роль субъективности в современном гуманитарном познании Т. <...> 6 Кризис классической науки и зарождение новой рациональности Т. <...> 9 Постмодернистский прообраз новой методологии Всего по дисциплине СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. <...> Кризис классической науки и зарождение новой рациональности. <...> Современная гуманитарная теория как проблема: проблема познания индивидуальности, экзистенциальный диалог, проблема гуманитарной научности, классицистская, романтистская, модернистская и постмодернистская программы, ментальный портрет современного человека. <...> Шизоязык и шизоанализ как методология делезовского неофрейдизма. <...> 16 Рекомендации по самостоятельной работе студента Календарно-тематический план работы № Название темы 1 Современность как открытая проблема 2 Онтология современного гуманитарного познания 3 Структура научного исследования 4 Методологическое значение пространства и времени 5 Роль субъективности в современном гуманитарном <...>
Логика_и_методология_науки_современное_гуманитарное_познание_и_его_перспективы.pdf
А.В. Павлов ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Современное гуманитарное познание и его перспективы Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2016
Стр.1
УДК 16(075.8) ББК 72я73 П12 Рецензенты: д-р психол. наук, проф., заведующий кафедрой общей и социальной психологии педагогического института Тюменского госуниверситета Е.Л. Доценко; д-р филос. наук, проф., заведующий кафедрой философии и политологии Тюменской государственной медицинской академии Н.И. Губанов; д-р филос. наук, проф. кафедры философии Тюменского госуниверситета С.М. Халин П12 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.В. Павлов. – 2-е изд., стер. – М. : Флинта, 2016. – 343 с. ISBN 978-5-9765-0894-1 Данное учебное пособие рассматривает некоторые методологические проблемы, появившиеся в гуманитарной науке к концу XX века в связи с нарастающим кризисом классической рациональности. Пособие написано на основе курса лекций по методологии гуманитарной науки, которые автор читал в течение ряда лет. Для бакалавров, магистров и аспирантов гуманитарных дисциплин. УДК 16(075.8) ББК 72я73 ISBN 978-5-9765-0894-1 © Павлов А.В., 2016 © Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................................6 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................................................11 Рабочая программа дисциплины ..............................................................................12 Рекомендации по самостоятельной работе студента ........................................17 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .....................................................................19 Введение ............................................................................................................................20 Глава 1. СОВРЕМЕННОСТЬ КАК ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА ..............26 1.1. Новая рациональность ...................................................................................26 1.1.1. Философия как методология социальных и гуманитарных наук ...........................................................................................................26 1.1.2. Порядок и хаос ......................................................................................30 1.1.3. Общественная жизнь человека как воспроизводство хаоса и порядка .................................................................................................33 1.1.4. Новая рациональность как проблема современности .............37 1.2. Эпоха и современность ..................................................................................39 1.2.1. Понятие культурно-исторической эпохи и современности .....39 1.2.2. Эпоха как завершенная и закрытая система ...............................41 1.2.3. Соотношение эпохи и цивилизации ..............................................43 1.2.4. Современность как незавершенный и открытый процесс творчества будущего ...........................................................................47 1.2.5. Законы природы и законы свободы ...............................................48 1.3. Ойкуменальность и современность ...........................................................49 1.3.1. Хаотичность внерационального ......................................................49 1.3.2. Ойкуменальность как принцип существования в современности ...................................................................................51 Глава 2. ОНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ ...........................................................................................................57 2.1. Понятие социокультурной парадигмы ....................................................58 2.2. Современное понимание общественной жизни ....................................59 2.3. Субъект-объектная социокультурная парадигма .................................61 2.3.1. Субъект ....................................................................................................63 2.3.2. Объект ......................................................................................................72 2.4. Современное состояние социокультурной парадигмы ......................79 Глава 3. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ..........................85 3.1. Научное исследование ...................................................................................86 3.2. Теория ..................................................................................................................87 3.3. Проблематика науки .......................................................................................88 3.4. Предметная область науки ...........................................................................95 3.5. Научная методология .................................................................................. 102 3.6. Язык науки ...................................................................................................... 107 3.6.1. Образность и метафоричность ...................................................... 107 3.6.2. Провокационный характер ............................................................. 109 3
Стр.3
3.6.3. Конструктивная символичность .................................................. 110 3.7. Научная результативность ........................................................................ 111 3.8. Научный факт в гуманитарном познании ........................................... 117 3.9. Границы научного познания ..................................................................... 119 3.10. Особенность понимания картины мира ............................................. 121 Глава 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ .............................................................................................................. 127 4.1. Понятие о пространственно-временном континууме ...................... 127 4.2. Пространство и время в социальных и гуманитарных науках ..... 134 4.3. Регионализация общественной жизни и глобализм ........................ 138 4.4. Цивилизация и образование ..................................................................... 145 4.5. Научное измерение, оценка, закон и прогноз ..................................... 150 4.6. Специфика гуманитарного прогнозирования .................................... 153 Глава 5. РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ .................................................................... 158 5.1. Субъект исследования ................................................................................ 158 5.2. Межцивилизационная эпоха в России ................................................. 161 5.2.1. Межцивилизационная эпоха ......................................................... 161 5.2.2. Цивилизация ....................................................................................... 164 5.2.3. Динамика межцивилизационной эпохи .................................... 174 5.3. Субъективность современной гуманитарной науки ........................ 184 Глава 6. КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ........................................................................ 188 6.1. Современная гуманитарная теория как проблема ............................ 188 6.1.1. Проблема познания индивидуальности .................................... 189 6.1.2. Экзистенциальный диалог ............................................................. 192 6.1.3. Проблема гуманитарной научности ............................................ 196 6.2. Ментальный портрет современного человека .................................... 208 Глава 7. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ .......................... 216 7.1. Признаки научности гуманитарного познания .................................. 216 7.2. Проблема предметности и объективности в гуманитарном познании .......................................................................................................... 218 7.3. Специфика социальных и гуманитарных теорий, их оценочный и креативный характер ............................................................................... 225 7.4. Особенность понимания картины мира ............................................... 227 7.5. Проблема истины и достоверности в современном познании ...... 229 7.5.1. Критерии истины ............................................................................... 230 7.5.2. Общие характеристики истины в современном гуманитарном познании ................................................................. 234 7.6. Верификация и фальсификация как способы подтверждения достоверности в гуманитарном познании ............................................ 237 Глава 8. РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В XX ВЕКЕ ............................................................................................................ 242 8.1. Феноменология ............................................................................................. 244 4
Стр.4
8.2. Психоанализ и проблемы бессознательного ....................................... 248 8.3. Экзистенциализм .......................................................................................... 253 8.3.1. Предпосылки и понятие экзистенциализма ............................ 253 8.3.2. Проблема сущности и существования ....................................... 255 8.3.3. Виды экзистенциализма .................................................................. 256 8.3.4. Представление об экзистенции .................................................... 256 8.3.5. М. Хайдеггер ........................................................................................ 257 8.3.6. Ж.-П. Сартр ......................................................................................... 261 8.4. Герменевтика .................................................................................................. 266 8.4.1. Проблема герменевтики .................................................................. 266 8.4.2. Принципы герменевтики в историческом развитии ............. 270 8.4.3. Деконструктивизм Ж. Деррида как феноменология и герменевтика ................................................................................... 274 8.5. Структурализм .............................................................................................. 278 8.5.1. Становление структурализма ........................................................ 278 8.5.2. Структурализм К. Леви-Стросса ................................................. 280 8.5.3. Методология К. Леви-Стросса ..................................................... 281 Глава 9. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ПРООБРАЗ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ ............................................................................................... 285 9.1. Явление постмодернизма ........................................................................... 285 9.2. Жан-Франсуа Лиотар ................................................................................. 289 9.3. Жиль Делез и Феликс Гваттари .............................................................. 291 9.3.1. «Ризома» ............................................................................................... 292 9.3.2. «Логика смысла» ................................................................................ 297 9.3.3. Капитализм и шизофрения ............................................................ 301 9.4. Мишель Фуко ................................................................................................ 305 9.4.1. Проблематика М. Фуко ................................................................... 305 9.4.2. Особенности взглядов М. Фуко ................................................... 309 9.4.3. Основные концепты философии М. Фуко ............................... 311 9.4.4. Археология знания ............................................................................ 312 9.4.5. Некоторые задачи гуманитаристики М. Фуко ........................ 313 Вместо заключения: ДИАЛОГ КАК МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ........................................................................................ 319 ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ .............................................................................. 326 Тесты для самоконтроля .................................................................................... 326 Ключи к тестам для самоконтроля ................................................................. 334 Вопросы к зачету .................................................................................................. 335 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ............................................................................................ 336 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .............................................................. 343
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.