О.В. Козлова САМОБЫТНЫЙ ФЕНОМЕН РУССКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ •ФЛИНТА• О. В. Козлова САМОБЫТНЫЙ ФЕНОМЕН РУССКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Монография 2-е издание стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК101.1/3 ББК 87.3(2) К 59 Р е ц е н з е н т ы : В.П. Сидоров, д-р филос. наук, проф. <...> К 59 Самобытный феномен русской средневековой философии [Электронный ресурс] : монография / О.В. Козлова. <...> Автор исходит из того положения, что древнерусская и средневековая мысль, какую бы оценку она ни получала у исследова6 телей, содержит все те проблемы и оформляет те особенности, которые будут присущи дальнейшему процессу философской эволюции в России. <...> Теоретический интерес к данному периоду в развитии отечественной мысли, на наш взгляд, всегда будет актуальным, как и обращение определенной части мыслителей к античной философии. <...> Феноменологический подход в изучении мышления средневековой русской мысли оправдан потому, что объектом нашего исследования выступает такой историко-культурный факт, как литературные, общественно-философские памятники. <...> От этого в прямой зависимости находится и степень понимания самосознания людей прошлого, и отечественного средневековья в том числе. <...> Это имеет прямое отношение и к средневековой отечественной мысли. <...> Следовательно, через отражение в средневековой отечественной мысли общественного бытия прошлого мы включаем его в настоящее бытие. <...> Таким образом, мы сознательно делаем установку на постижение доминирующей субъективности в понимании истины в культуре отечественного средневековья и исходим из неоднозначности познания. <...> Крижанича), и в связи с периодизацией истории философской мысли, и в связи с ее сущностью и содержанием (о чем свидетельствуют работы историков, в частности А.Я. Гуревича [68], физикафилософа Н.П. Ильина [112]). <...> Из работ авторов следует признание того факта, что русская средневековая мысль не пребывала в состоянии летаргического сна, а принимала конкретно-исторически <...>
Самобытный_феномен_русской_средневековой_философии.pdf
О. В. Козлова
САМОБЫТНЫЙ ФЕНОМЕН
РУССКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ
Монография
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Стр.1
УДК101.1/3
ББК 87.3(2)
К 59
Р е ц е н з е н т ы :
В.П. Сидоров, д-р филос. наук, проф. (ГОУ ВПО ЧГУ);
А.А. Мехова, канд. филос. наук (Центр региональных исследований
Корпоративного университета ОАО «Северсталь»)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
В.П. Сидоров, д-р филос. наук, проф.
Козлова О.В.
К 59
Самобытный феномен русской средневековой философии [Электронный
ресурс] : монография / О.В. Козлова. − 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА,
2017. – 304 с.
ISBN 978-5-9765-1490-4
Автор книги представляет свое видение нравственно-философской проблематики
в русской философии XI–XVII вв., дает собственное прочтение понятий истины,
правды, справедливости, человечности в русской средневековой философии.
Монография представляет собой попытку проникнуть в сущность русской
философии как в герменевтически понимаемый, распредмечиваемый текст.
Книга рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов и всех
интересующихся проблемами духовной жизни человека.
УДК 101.1/3
ББК 87.3(2)
ISBN 978-5-9765-1490-4
© Козлова О.В., 2017
© Издательство “ФЛИНТА”, 2017
Стр.2
Оглавление
Введение . .....................................................................................................
Глава 1. Феномен философской интровертности
Древнекиевской Руси
§ 1. Интровертность философского текста в пространственновременном
созидании и прочтении . ................................................................ 24
§ 2. К проблеме самобытности отечественного философствующего
мышления . .......................................................................................................... 35
§ 3. Мистическая и рационалистическая традиции в осмыслении
человека и его места в мире . ............................................................................. 66
§ 4. Формирование представления о правде как политическинравственно
ответственной позиции власти. ................................................... 72
§ 5. Идеал истины как нравственно-социальной правды ......................... 92
§ 6. Проблема «маленького» человека в историософии .......................... 101
§ 7. Формирование в русской философии представлений о двойст
венной истине. Идеи нестяжательства . ............................................................ 113
Глава 2. Формирование и углубление поляризации
социально-нравственной философии периода
Московской Руси
§ 1. Философская основа ересей русского средневековья ....................... 130
§ 2. Общее и особенное в идеях «нестяжателей» и «иосифлян». Традиция
и новаторство, ретроградство и провидческий конформизм ............. 141
§ 3. Развитие религиозных ересей и социально-политическое
противостояние государственному официозу . ............................................... 159
§ 4. Ересь церковного аскетизма и ортодоксальность мышления . ........ 170
§ 5. Проблема соотношения власти и нравственности, подданниче
ского сознания и свободного начала в человеке . ............................................ 183
§ 6. Проблема идеала общественного устройства как правления
согласно закону морали и права ....................................................................... 193
Глава 3. В поисках мирской справедливости
§ 1. Соотношение веры и правды как социально-нравственного
государственного устроения . ............................................................................ 201
§ 2. Особенности решения проблемы свободы воли в отечественной
философии XV − XVI вв. ................................................................................... 229
302
3
Стр.302
§ 3. Социальные проблемы в общественно-политической мысли России
XVII в.: нравственно-возвышающий поиск истины как социальной правдысправедливости
. .................................................................................................. 240
§ 4. Философская мысль и формирование национального сознания . .... 258
Заключение . ................................................................................................. 283
Библиографический список . ........................................................................ 288
304
Стр.303