Пособие содержит, кроме основного учебного материала, подробный хронологический указатель фактов, событий, дат принятия правовых актов, связанных с развитием порядка рассмотрения обращений, обширный предметно-терминологический словарь, комплект схем по исторической и современной организации работы с обращениями, а так же задания и вопросы для самостоятельной работы. <...> В современном российском обществе, несмотря на радикальность произошедших в 1990-е годы социально-экономических преобразований и изменение сложившейся в предшествующий период модели «власть – общество», институт обращений по-прежнему остается важнейшим фактором политического процесса. <...> Особую ценность и новизну представляют хронологический указатель развития института обращений в России в виде перечня дат принятия основных правовых актов по регулированию различных форм обращений во власть и предметно-терминологический словарь, раскрывающий весьма специфичные исторические правовые и управленческие термины и понятия, связанные с институтом обращений. <...> Ушакова отмечается, что «челобитная – это письменное прошение», а «челобитье – подача письменной просьбы»4 . <...> Как показывают памятники письменности XIV–XVII вв., слово «челобитная» («челобитня», «челобитье») как акт (письменное прошение, жалоба, исковое заявление) появляется в московской деловой письменности в последней четверти XV в., заменяя употреблявшиеся до этого термины «жалобница» и «слезница»8 шие более узкое значение (акт, содержащий жалобу)9 , имев. <...> В нем прямо указывалось, что «каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всем жалобником управа во всем, которым пригоже. <...> Следует также отметить, что, по Судебнику Ивана III, судья не должен был отсылать от себя жалобников, не разрешив их жалобы, но Судебник Ивана IV (1550 г.) говорит об этом подробнее: если судья жалобника отошлет, жалобницы у него не возьмет и управы 7 ему или отказа не <...>
Организация_работы_с_обращениями_граждан_в_истории_России.pdf
С.Ю. КАБАШОВ
Организация работы
с обращениями граждан
в истории России
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Рекомендовано Учебно-методическим советом
вузов Российской Федерации по образованию
в области историко-архивоведения
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по
специальности 032001.65 «Документоведение
и документационное обеспечение управления»
и бакалавриата по направлению
034700 «Документоведение и архивоведение»
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
Стр.1
УДК 34/351.9:94(47)(075.8)
ББК 67.3я73
К12
Рецензенты:
профессор, канд. истор. наук, (РГГУ) Т.В. Кузнецова;
доцент, канд. истор. наук, (РГГУ) Л.М. Вялова
К12
Кабашов С.Ю.
Организация работы с обращениями граждан в истории
России [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.Ю. Кабашов.
— 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016.— 312 с.
ISBN 978-5-9765-0934-4
Учебное пособие раскрывает порядок работы с обращениями граждан,
складывавшийся на протяжении 500 лет в Российском государстве.
Пособие может быть использовано при изучении дисциплин «Организация
работы с обращениями граждан», «Документоведение», «Организация
и технология документационного обеспечения управления», «История
государственных учреждений». Пособие содержит, кроме основного
учебного материала, подробный хронологический указатель фактов, событий,
дат принятия правовых актов, связанных с развитием порядка
рассмотрения обращений, обширный предметно-терминологический
словарь, комплект схем по исторической и современной организации
работы с обращениями, а так же задания и вопросы для самостоятельной
работы.
Для студентов, аспирантов исторических, социологических, политологических,
управленческих специальностей, преподавателей вузов,
научных и архивных работников и тех, кто интересуется вопросами
развития государственных учреждений и делопроизводства в органах
управления.
УДК 34/351.9:94(47)(075.8)
ББК 67.3я73
ISBN 978-5-9765-0934-4
© Кабашов С.Ю., 2016
© Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .......................................................................................................................................4
ГЛАВА 1. Формирование приказной бюрократии и законодательных
норм о порядке обращений (челобитий) в XVI–XVII вв. ...................6
ГЛАВА 2. Влияние административных и законодательных реформ
Петра I на формирование порядка работы с челобитьями ......................29
ГЛАВА 3. Нормативный и делопроизводственный порядок
рассмотрения обращений в органах власти коллежской
системы управления (вторая четверть – конец XVIII в.) .........................49
ГЛАВА 4. Модернизация правового и документационного
обеспечения института обращений в министерской системе
управления (XIX – начало ХХ в.) ............................................................. 68
ГЛАВА 5. Организация работы советского и партийного аппарата
с жалобами граждан в ленинский и сталинский периоды
развития СССР .............................................................................................112
ГЛАВА 6. Порядок работы партийно-советской номенклатуры
с обращениями граждан СССР в 1950–1980-е годы .................................133
ГЛАВА 7. Формирование правовых основ рассмотрения
обращений граждан в органы власти Российской Федерации .............150
ГЛАВА 8. Современные методы документирования и организации
рассмотрения обращений граждан РФ в органах власти ........................168
Сравнительная таблица порядка рассмотрения обращений граждан
в органы власти в истории России ..........................................................233
Хронологический указатель формирования институтов
обращений в России .....................................................................................244
Историко-терминологический словарь .......................................................260
Предметный словарь «Работа с обращениями граждан» ......................302
3
Стр.3