МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАФЕДРА ДОКУМЕНТНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Научно-методическое пособие Волгоград 2012 УДК 001.8:002 ББК 60.844я7 Д63 Авторский коллектив: Е. В. Булюлина, Н. Н. Виноградова, Е. А. Давыденко, М. В. Косова, О. И. Кулько, С. П. Кушнерук, Т. В. Судник, М. В. Угрюмова, Л. А. Якубова Печатается по решению редакционно-издательского совета ВолГУ Рецензенты: д-р филол. наук, проф. <...> ISBN 978-5-9669-0956-7 В пособии представлены современные методы исследования документов, документных комплексов и технологий, используемых в официально-деловых коммуникативных процессах. <...> Приведены примеры и направления реализации методов для решения наиболее актуальных задач, связанных с изучением различных сторон документной коммуникации. <...> Пособие рекомендуется студентам и аспирантам направления «Документалистика, документоведение, архивоведение» (дневная и заочная формы обучения), научным работникам, исследующим современные коммуникативно-управленческие процессы, специфику документных систем, их знаковых, содержательных и системно-информационных параметров. <...> ОБЩЕНАУЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТА . <...> 107 ОБСЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ (Т. В. Судник) . <...> 129 ВВЕДЕНИЕ Наука – сфера деятельности, основной функцией которой является выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира – научной картины мира и способов взаимодействия с миром – научно обоснованной практики. <...> Под синхронией понимается состояние системы документов в определенный момент <...>
Документ_как_объект_научного_исследования__Научно-методическое_пособие.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
КАФЕДРА ДОКУМЕНТНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
ДОКУМЕНТ КАК ОБЪЕКТ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научно-методическое пособие
Волгоград 2012
Стр.1
УДК 001.8:002
ББК 60.844я7
Д63
Авторский коллектив:
Е. В. Булюлина, Н. Н. Виноградова, Е. А. Давыденко,
М. В. Косова, О. И. Кулько, С. П. Кушнерук,
Т. В. Судник, М. В. Угрюмова, Л. А. Якубова
Печатается по решению редакционно-издательского совета ВолГУ
Рецензенты:
д-р филол. наук, проф. Е. В. Брысина
канд. филол. наук И. А. Сафонова
Документ как объект научного исследования [Текст] : науч.-меД63
тод.
пособие / авт. коллектив: М. В. Косова [и др.] ; Федер. гос. бюджет.
образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т»,
Ин-т филологии и межкультур. коммуникации, Каф. документ. лингвистики
и документоведения. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. – 132 с.
ISBN 978-5-9669-0956-7
В пособии представлены современные методы исследования документов,
документных комплексов и технологий, используемых в официально-деловых коммуникативных
процессах. Приведены примеры и направления реализации методов
для решения наиболее актуальных задач, связанных с изучением различных
сторон документной коммуникации. Принципиальной позицией авторов пособия
является описание комплекса методов и приемов, сформировавшихся в различных
науках: в лингвистике, теории и практике коммуникации, организационном проектировании,
в социально-исторических научных направлениях, менеджменте.
Пособие рекомендуется студентам и аспирантам направления «Документалистика,
документоведение, архивоведение» (дневная и заочная формы обучения),
научным работникам, исследующим современные коммуникативно-управленческие
процессы, специфику документных систем, их знаковых, содержательных
и системно-информационных параметров.
УДК 001.8:002
ББК 60.844я7
ISBN 978-5-9669-0956-7
© Коллектив авторов, 2012
© ФГБОУ ВПО «Волгоградский
государственный университет, 2012
© Оформление. Издательство
Волгоградского государственного
университета, 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (М. В. Косова ) .................................................................... 4
Глава 1. ОБЩЕНАУЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТА ...................................................................15
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (Н. Н. Виноградова).....15
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТА
(М. В. Косова, О. И. Кулько) .................................................................. 31
МЕТОДЫ АРХИВОВЕДЕНИЯ И СМЕЖНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
(Е. В. Булюлина)..................................................................................... 53
МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (Л. А. Якубова)......... 72
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
(С. П. Кушнерук) .................................................................................... 78
Глава 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТА..............................................................................107
ОБСЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
(Т. В. Судник) ....................................................................................... 107
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Е. А. Давыденко)................................................................................. 116
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
(М. В. Угрюмова) ................................................................................ 118
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ ..................................... 124
ЗАДАНИЯ............................................................................................ 125
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 126
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ................................................................ 129
Стр.3